Михаил РЫБАК
Было у меня когда-то такое хобби - просматривать в читальном зале библиотеки имени Горького старые одесские журналы, газеты. Много в них было интересного, да и стиль работы журналистов тех лет хотелось понять. И вот однажды показали мне подшивку одесского журнала "Шквал" за 1929 год. Листаю, просматриваю иллюстрации (а тогда уже вовсю печатались не только рисунки, но и фотографии) и вдруг обратил внимание на фотографию молодой женщины в шапочке, курточке, на ее сосредоточенный взгляд и руки, лежащие на корабельном штурвале.
Под фотографией полустертая временем подпись, всего только одна строка, а вторая, видимо, срезана во время переплетения подшивки. Вот эта единственная строчка: "Первая женщина-штурман Черноморского флота..." А в нижней строке, очевидно, называлась фамилия, имя. Вот такая досада, хотя факт сам по себе весьма интересный. Кто же эта женщина, какова ее судьба? Прошло ведь много лет, была война. Все это захотелось узнать, и появилась, таким образом, очередная навязчивая идея. Первый шаг был сделан тогда же, в читальном зале. Предусмотрительно я всегда брал с собой в библиотеку фотоаппарат, и так как с сумкой в библиотеку не пропускали, отвинчивал объектив от камеры и каждую часть в отдельности раскладывал по карманам.
Был светлый день, и репродукция удалась. Впоследствии отпечатал несколько фотографий размером с открытку и носил их с собой, чтобы в любое время можно было показать при встрече со старыми моряками. Совершенно случайно встретился со старейшим черноморским капитаном Михаилом Ивановичем Григором, о котором собирался рассказать в газете как о коллекционере макетов кораблей всех времен и народов. Именно Михаил Иванович привел в Одессу первый пассажирский лайнер новой серии "Иван Франко", вслед за которым были построены "Тарас Шевченко", "Шота Руставели" и другие им подобные.
- Не знаете ли вы, Михаил Иванович, - показываю фотографию, - кто эта женщина?
- Как же, как же, кто ж ее на флоте не знает? Да это же Татьяна Алексеева. Она была в конце двадцатых годов рулевым матросом, а потом штурманом, судоводителем. Я ее знаю много лет и сейчас иногда встречаю. И НА СУДНЕ У МНЕЯ БЫЛА НЕДАВНО.
- Что, в гости приходила?
- Какие гости? Приходила по делам снабжения. Татьяна Федоровна работает в МТО пароходства. Знаете, наверное, это отдел материально-технического снабжения. Склады на Приморской, а там же парадная дверь, и на втором этаже их контора. Без МТО ни одно судно не проживет.
Не теряя времени, пошел в это жизненно важное учреждение. Поднимаюсь на второй этаж, спрашиваю:
- А где находится Алексеева?
- Да вот рядышком ее кабинет.
Легонько постучал в дверь, и сразу отозвался совсем молодой звонкий голос:
- Входите, да побыстрее.
У настежь открытого окна, хотя время было далеко не летнее, за столом, усеянном бумагами, папками, с телефонной трубкой в руке сидела пожилая женщина. Я узнал ее по глазам. Скользнула по лицу доброжелательная улыбка, и именно такой ее портрет хотелось бы иметь. Но, не сказав ни слова, тем более не имея в руках фотоаппарата, совсем невозможно. А попросить снова изобразить такую же улыбку не в моих правилах, да и будет это искусственно. Так что оставалось представиться, задать самый банальный вопрос:
- Знакома ли вам женщина на этой фотографии?
- Боже, да где вы ее раскопали? Даже у меня такой нет, хотя это меня фотографировали, и был даже у нас журнал с этим снимком на первой странице.
Я только в 27-м году закончила мореходку, а меня фотографируют в журнал, когда рядом были такие штурманы, такие бывалые мореходы! А я - девчонка... Помню, журнал принес мой будущий муж.
- Он тоже был моряк?
- Почему тоже? Он именно был настоящий моряк, капитан дальнего плавания. А когда началась война, он стал лоцманом, проводил под бомбежкой пароходы с грузами, солдатами в Одессу. А я-то была простым штурманом, но до сих пор очень люблю море. Да вот, видите, сижу в четырех стенах, бумажки перебираю...
Очерк о Татьяне Федоровне с двумя фотографиями опубликовали в киевской "Рабочей газете", и даже премию получил, как за лучший материал за какой-то период. Этой публикацией заинтересовались журналисты Одесского телевидения и пригласили меня вместе с Алексеевой на телепередачу "Журналист и его герои", посвященную Дню печати. К этому времени Черноморское пароходство пополнилось новым теплоходом "Лоцман Алексеев", и Татьяна Федоровна была приглашена на торжественный подъем флага.
Наша телевизионная передача состоялась в начале мая, и уже в студии я узнал, что пришла Татьяна Федоровна только ради меня.
- Не хотелось вас подводить, но как раз в эти дни меня с внучкой пригласили в круиз по Крымско-Кавказской линии. Пришлось отказаться.
- Ну зачем же вы лишили и себя, и ребенка такого удовольствия?
- Во-первых, я вам обещала быть, а во-вторых, Крым-Кавказ никуда не уйдут от нас. Выберемся в другой раз.
Редко в наше время встречаются такие благородные люди. Мы подружились, и примерно год спустя Татьяна Федоровна познакомила (случайно встретились на улице) с дочерью и внучкой. А чуть позднее, будучи на одном из судов, я сделал весьма удачный портрет симпатичного штурмана, тогда третьего помощника капитана.
После публикации в газете рассказа о лучшем молодом судоводителе мне позвонила по телефону Татьяна Федоровна:
- Вы что, решили всю нашу семью публиковать в газетах?
Только тогда от нее узнал, что молодой штурман - ее зять.
Мы с ним впоследствии еще много раз встречались на разных
судах, и он уже был штурманом более высокого ранга. А потом
я увидел его на должности старпома, а как узнал недавно, он
уже капитан дальнего плавания. Узнал и о том, что уже нет в
живых Татьяны Федоровны - первой женщины-штурмана
Черноморского пароходства, сохранившей и молодой задор, и
женственность до преклонного возраста.
К оглавлению номера | Подшивка | О газете |