ИЗ ВЕРХОВНОЙ РАДЫ ОРКЕСТРА НЕ СОЗДАТЬ

Когда восемнадцатилетний студент Киевской консерватории Володя Кожухарь дирижировал Государственным симфоническим оркестром УССР, он и не подозревал, что через пять лет в небывало юном для дирижера возрасте возглавит этот известный коллектив. Через несколько лет он "изменит" симфоническому оркестру ради оперного, проработает главным дирижером Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, Национальной оперы Украины, дважды будет удостоен (случай уникальный) звания народного артиста - России и Украины. Недавно Владимир Маркович КОЖУХАРЬ выступал с Одесским филармоническим оркестром, приехав в Одессу спустя тридцать лет после первого своего здесь выступления.

- Что-то вы в Одессе редкий гость...

- Работа в оперном театре - выматывающее производство; оставить его хоть на день трудно и боязно. Если бы не давнишний мой товарищ Виктор Митник, ставший директором одесского оркестра, я бы еще долго собирался.

- Когда-то киевская опера славилась своими голосами ничуть не меньше Большого театра. А как сейчас?

- В Советском Союзе чуть ли не три четверти певцов были родом из Украины. И сейчас у нас таланты не перевелись, так что я не верю, что наша опера заглохнет.

- Почему так мало современных опер?

- Прежде всего для истинно современной оперы необходима ТЕМА. Потом возникает проблема зрительского восприятия: ведь сочинения даже такого признанного классика ХХ века, как Берг, наша публика принимает с трудом.

- Как вы относитесь к приходу в дирижерскую профессию немалого количества женщин?

- Да, в советские времена женщин-дирижеров можно было сосчитать по пальцам одной руки. Пожалуй, сейчас только в Киевской консерватории на дирижерском учится больше девушек, чем во всем СССР. Но я к этому нормально отношусь. Ведь таким характером, как у Вероники Дударовой, обладает редкий мужчина.

- Ну, сейчас в Украине немало не только женщин-дирижеров, но и иностранцев...

- А разве это плохо? Прежде, при "железном занавесе", мигрировали только в одну сторону, теперь миграция обоюдная. От этого одна только польза.

- Как вы оцениваете одесскую музыкальную школу?

- Лет семь тому назад мы показывали в Канаде "Золушку" Прокофьева. Набрали местных музыкантов. Во время репетиции я выделил одного старого скрипача - истинного виртуоза. Оказалось, что он играл в оркестре Одесской филармонии и помнит тот концерт, когда я единственный раз выступал с этим оркестром. Хорошая школа в Одессе!

- Как вы считаете, законы музыки могут быть приложимы к политике?

- У меня был года два тому назад любопытный диалог с Александром Морозом, тогдашним спикером нашего парламента. Я спросил его, можно ли сделать так, чтобы Верховная Рада работала слаженно, как хороший хор или оркестр. И Мороз с грустью ответил: "Это невозможно!.."

Беседу вел Андрей ТИШКОВ.


К оглавлению номера Подшивка О газете