Михаил РЫБАК

"Записки фоторепортера"

Ни для кого не было секретом, что определенные высокие должностные лица должны обязательно быть депутатами Верховного Совета СССР или Украины. Тот или иной мандат зависел от занимаемого служебного положения в правительственной или компартийной иерархии.

Выдвинутым в кандидаты в депутаты (сверху указывалось, какие коллективы кого выдвигают) не было альтернативы, и потому в избирательной кампании (если ее так можно назвать) не было никаких проблем. Результаты голосования, как правило, показывали 99,7 или что-то около этого процентов, ибо 100 ПРОЦЕНТОВ ПРОСТО НЕУДОБНО БЫЛО показывать даже рабски покорному советскому народу.

Случилось так, что народный депутат СССР от избирательного округа Балтского и Котовского районов по какой-то причине выбыл, и в освободившееся депутатское кресло планировали усадить председателя Президиума Верховного Совета Украины Валентину Семеновну Шевченко. Мне показалось странным, что, занимая столь высокий пост, она до сих пор не имела депутатского мандата СССР. А все объснялось просто: во время выборов в Верховный Совет СССР Валентина Семеновна еще не была на столь высокой должности и могла претендовать лишь на мандат депутата Верховного Совета Украины. Теперь же ей "было положено" и то, и другое.

Примерно за полтора месяца до проведения выборов на свободное депутатское кресло решили устроить встречи Валентины Семеновны с ее будущими избирателями, которые и должны были выдвинуть ее кандидатуру.

При том, что подавляющее большинство населения этих, как и многих других районов области, до тех пор и понятия не имели об этой быстро продвигающейся вверх по иерархической лестнице номенклатурной даме.

Итак, предстояли встречи, речи с обещаниями, знакомства с массами и само выдвижение.

Подобные мероприятия партийные органы умели проводить на должном уровне, а уж разыграть спектакль демократии - проще простого.

Был в те годы первым секретарем Одесского обкома партии Анатолий Петрович Ночевкин, которому почему-то очень нравилось приглашать меня на все "ударные" мероприятия.

Вот и к приезду высокой гостьи помощник секретаря позвонил мне и для сведения моему редактору (что делалось далеко не всегда). Я помню Валентину Шевченко прошлых лет. Мы встречались и в обкоме комсомола, и в пионерском лагере "Молодая гвардия", когда она приезжала в Одессу в роли секретаря комсомола Украины по школам и пионерии. Худощавая энергичная девушка была весьма контактной, хотя уже тогда вырабатывала, и довольно успешно, командный голос, суровый взгляд. Только тогда, в комсомоле, смотрели на нее со стороны в улыбкой, как на подростка, играющего роль важной мамы.

И вот мы снова встретились спустя многие годы. Упитанная, средних лет женщина с округленными розовыми щечками, пухлыми напомаженными губками, взглядом, направленным куда-то вдаль, мимо собеседника, если он не секретарь обкома или кто-нибудь на близком к нему уровне. Она, разумеется, меня не узнала, да и не удивительно: в те комсомольские годы мы тоже не были близко знакомы - она выполняла свои служебные функции, а я был на всех мероприятиях хоть и рядом, но в роли газетного фоторепортера.

Около 10 утра на площадке перед зданием обкома партии уже томились в ожидании пассажиров несколько свежевымытых "Волг", три спецмашины ГАИ, прибывшие для сопровождения высокой гостьи.

Помощник секретаря без предисловий поставил передо мной задачу:

- К вам такая просьба: зафиксировать все встречи Валентины Семеновны с избирателями, сделать как можно больше снимков ее среди людей и после приезда из районов сделать хотя бы 30-35 фотографий размером в стандартный лист бумаги, чтобы мы могли наклеить их в альбом, который Анатолий Петрович вручит ей на память, когда они подъедут к северной границе Одесской области. А там Валентину Семеновну будет ждать ее машина, которая отвезет ее в Киев. Но вам не нужно ехать до границы. Туда планируется прибыть на четвертые сутки, а вы должны приехать в Одессу хотя бы на сутки раньше, чтобы успеть сделать фотографии и передать их в отдел пропаганды обкома. Все остальное - их дело.

- А каким образом я так срочно попаду в Одессу, если могу оказаться от нее на расстоянии 200 или больше километров?

- Это не ваша проблема. Все организуем. Вас доставят вовремя. А теперь скажите: в какой машине вам лучше ехать - впереди или в середине колонны?

- Конечно, впереди и так, чтобы при необходимости можно было остановиться для съемки.

- Тогда вот ваша машина. Она следует вплотную за служебной иномаркой генерала, нашего начальника УВД Области.

- А может быть, товарищ Рыбак хочет со мной ехать? Мы- то будем ехать за сопровождением ГАИ, но кое-где можно будет и остановиться на обочине, а потом догнать, войти в колонну, - услышал я голос за своей спиной и, обернувшись, узнал милицейского генерала.

- Да, товарищ генерал, с вами надежней. Да и защита верная.

- При чем тут защита? Думаю, никто на нас нападать не собирается. (На полном серьезе.)

С тех пор я зарекся от шуток с генералами.

Пока ехали по городским улицам, казалось, что нет ни перекрестков, ни светофоров. А уж по трассе авангардная "Волга" ГАИ летела с такой скоростью, что мы едва выдерживали дистанцию на нашей иномарке.

Колонна оказалась внушительной, ибо за нами помимо автомобилей секретаря и гостьи ехал небольшой отряд сопровождающей челяди, которая должна была организовать, обеспечить, передать указания и прочее...

Селяне собирались вдоль обочины дороги посмотреть на доселе невиданное чудо - кортеж, сопровождаемый аж четырьмя мигающими машинами ГАИ.

Их замыкающие "жигулята" то и дело отставали от быстроходных иномарок, "ЗИЛ" и 31-х "Волг". Рядом с генералом я чувствовал себя, как на командном пункте, ибо рация не умолкала, постоянно поступали вопросы, отдавались команды.

Увидев на обочине скопление сельчан, Валентина Семеновна захотела остановиться, чтобы пообщаться с народом, а может быть, просто для того, чтобы появилась в газете (меня ей представил в Одессе первый секретарь как газетного фотожурналиста, который будет освещать это событие) фотография будущего кандидата в народные депутаты в гуще народных масс. Накрапывал мелкий дождик, но народ не расходился. Когда остановились машины, да еще стали выходить из них очень важные персоны, народу прибавилось, и эта первая съемка была весьма удачной. Тем более, что и высокая гостья мне подыграла, пожимая простым людям руки, изображая подобие улыбки и даже погладив какого-то ребенка по головке. А первый секретарь доходчиво объяснял будущим избирателям, кто к ним пожаловал, кто удостоил такой чести и по какому поводу. Так что избиратели, наконец, узнали, что нет уже в Верховном Совете СССР их депутата и что теперь его придется избирать, а уж кого - сами видите.

Осмелел народ, вопросы стали задавать, но "недолго музыка играла", ибо пора было продолжать путь к конечной цели, а до вечера предстояло добраться до первого ночлега.

(Окончание следует.)


К оглавлению номера Подшивка О газете