В первых числах ноября в нашем городе отметят 90 лет со дня рождения замечательного мастера эстрады, конферансье Аркадия АСТАХОВА. Вся история жанра, которым виртуозно владел артист Аркадий Астахов, поместилась в пределах одной его жизни. Он родился в тот год, когда в подвальчике знаменитого Московского Художественного театра актер Никита Балиев открыл маленький ресторан клубного типа, куда приходили после спектакля артисты и их поклонники, чтобы посидеть в непринужденной обстановке, поговорить о жизни и творчестве, а заодно и повеселиться.

РОВЕСНИК ЖАНРА

Здесь мог грозный мэтр Станиславский выступать в роли дрессировщика, а его неизменный визави Немирович-Данченко изображать лошадь; здесь трагики становились комиками, а комики распевали оперные арии словом, все в этом театрике было живым, остроумным, необычным. Но самым необычным оказался создатель театра миниатюр, потому что выходил он к зрителям без грима, в повседневном костюме и безо всяких репетиций и текстов общался со зрителями так, будто продолжал прерванный разговор. Жанр, в котором выступал Н. Балиев, назвали по-французски конферансом, а самого артиста - конферансье. Он стал прародителем целой плеяды блистательных мастеров эстрады - Алексея Алексеева, Петра Муравского, Николая Смирнова- Сокольского, Александра Менделевича, Михаила Гаркави и других.

Уроженец Николаева, первую известность А. Астахов получил, когда переехал в Одессу в составе группы блестящей эстрадной актрисы Лидии Атманаки. С ней выступал он в лучших концертных залах страны в мирное время и на передовой в военные годы. Л. Атманаки потянула А. Астахова за собой, когда перебралась из Одессы в Ленинград, но там что-то не сложилось, и А. Астахов предпочел вернуться от Балтийского моря к Черному. Возможно, он потерял в каких-то наградах (горькая ирония судьбы: артист, перед которым уважительно преклоняли головы такие корифеи эстрады, как, к примеру, И. Кобзон, ушел из жизни, не став даже "заслуженным"), но зато бесконечно выиграл в зрительской любви. В пятидесятых - шестидесятых годах об Аркадии Астахове без преувеличения можно было сказать: любимец одесской публики. Он вел практически все мало-мальски значимые концерты, которые только проходили в городе, часто вывозил одесских артистов на гастроли в другие города. Особая страница в творческой биографии артиста - знаменитые одесские "капустники" - шуточные представления, в которых лучшие актеры города блистали юмором и типично одесской иронией. А. Астахов был душой и мотором этих капустников, хотя участвовали в них такие знаменитости, как М. Водяной, М. Демина, С. Крупник, Н. Харченко и другие. Ежегодные выступления одесситов на сцене Центрального Дома работников искусств становились сенсацией театральной Москвы. Многие выдающиеся мастера мечтали заполучить наших земляков на свои юбилеи. Вошло в легенду выступление А. Астахова, М. Водяного и других наших актеров на 70-летии Леонида Утесова, когда юбиляру поднесли "четверть Черного моря" - бутылку с черноморской водой, "воздух Треугольного переулка" - банку, закупоренную у дома, где родился Утесов, и грандиозную фаршированную рыбу. Но время неумолимо изменялось. Где-то с середины семидесятых, когда на эстраде стали править бал вокально-инструментальные ансамбли, исчезла потребность в конферансе. Вместо ироничных и остроумных конферансье появились безликие ведущие, точнее бы сказать, "объявлялы". Впрочем, для того чтобы объявить очередную песню, ни таланта, ни остроумия не требовалось. В этой ситуации многие старые артисты оказались вышибленными из привычной колеи. Многие, но только не А. Астахов. Как раз в конце семидесятых - начале восьмидесятых завязывается его творческая дружба с трио бывших КВНщиков, ставших драматургами, - Г. Голубенко, Л. Сущенко и В. Хаитом. Старый мастер представляет "городу и миру" новую поросль юмористического жанра - к обоюдной пользе и громадному удовольствию зрителей. "Великолепная тройка" сочинила блестящий сценарий творческого вечера артиста, когда осенью 1988 года он отмечал в Доме актера свое 80-летие. Этот концерт оказался для Аркадия Савельевича поистине "лебединой песней". Он умер тогда, когда само понятие "конферансье" начисто исчезло из эстрадного обихода, пережив не только свой жанр, но и страну, которая не удосужилась отметить его даже теми почестями, которыми щедро наделяла куда менее талантливых и заслуженных. Зато у "незаслуженного" и "ненародного" Астахова в избытке было нечто большее, чем государственные отличия, - любовь зрителей. Все остальное, как верно заметил поэт, - "мелкие детали".

Гелий АЛЕКСАНДРОВ.


К оглавлению номера Подшивка О газете