"СМЕРТЬ ШАХМАТАМ НЕ ГРОЗИТ"

(Окончание беседы с нашим земляком Михаилом ПОДГАЙЦЕМ, тренером чемпиона мира по шахматам Анатолия Карпова.

Начало см. в N 42.)

- Как началось ваше сотрудничество с Карповым?

- В 1983 году я тренировал Александра Белявского перед матчем с Каспаровым. Белявский начал игру неплохо, после пяти партий счет был ничейным, и, не ошибись он в шестой партии, кто знает, как сложилась бы судьба, хотя объективно Каспаров был сильнее. По всей видимости, моя тренерская работа чем-то Карпову приглянулась, и в 1984 он предложил мне стать его консультантом. А официально тренером я стал с 1987 года.

- А чем вообще занимается тренер чемпиона мира по шахматам?

- Я должен подготовить определенные схемы, чтобы Карпов себя уверенно в них чувствовал, чтобы не попался на домашнюю заготовку. Делать это с каждым годом все труднее, поскольку колоссально вырос объем информации. К тому же шахматисты очень хорошо знают, какие схемы предпочитает Карпов, и готовятся к встрече с ним целенаправленно и с особым усердием: чемпиона мира каждому лестно победить.

- Проколы часто случаются?

- Бывает. Вот я, например, на тренировочных сборах изучаю определенную систему. Казалось бы, все досконально и тщательно проработано, как вдруг выясняется, что в какой-то тьмутаракани сыграна партия, в корне изменяющая оценку позиции. Что же тогда говорить, если имеешь дело с Каспаровым, который с детства постоянно занимается дебютными поисками и копает очень глубоко?!

- А как Карпов реагирует на тренерские недоработки?

- Надо сказать, довольно спокойно. К нашей работе он относится к пониманием. Тем более, что, шахматам в последнее время уделяет все меньше и меньше времени.

- Чем все-таки объяснить тот факт, что далеко не всегда успешно выступая в турнирах, Карпов побеждает в матчах?

- Колоссальным матчевым опытом: ведь сколько сыграно партий с Корчным, Каспаровым! В конце концов даже в таком виде спорта, как футбол, не так мало примеров сорокалетних вратарей. Скорость, быстроту реакции им заменяет громадный опыт, умение точно выбрать позицию, угадать направление удара и т. п. Так и Карпов: он может просто посмотреть на партнера и понять, что сегодня тот не в форме. Потому и успехи Карпова ни с чем не сравнимы. Взять того же Крамника, который больше всех выступает: да, у него очень высокий рейтинг, однако из всех сыгранных им матчей он выиграл только один. А Карпов, какой он ни есть, является не победителем какого-то турнира, пусть даже и супер, а чемпионом мира.

- Чем отличается новая поросль гроссмейстеров от Карпова и Каспарова?

- Я бы назвал их "компьютерными ребятами". Большинство шахматистов ныне предпочитает иметь дело с шахматными программами. Они постоянно переезжают с турнира на турнир, натренированы, имеют чисто игровое мышление. Тот же Крамник признается, что смотрит в год несколько тысяч партий, находит в них интересующие его варианты и изучает только их. Такие шахматисты в отличие от своих предшественников и не пытаются искать шахматную истину, им важно просто взять очко.

- Кстати, о компьютерах. Не возникает ли вновь - в связи с широким их использованием - пресловутая проблема "смерти шахмат"?

- Это все надуманно. Смерть шахматам предсказывают те, кто уже сходит с арены. Шахматы неисчерпаемы. Более того, именно сейчас с использованием компьютеров очевидно, насколько это так. Чуть не в каждом варианте выявляются "дыры", которые приходится "штопать".

- Возможно ли сегодня появление шахматистов такого уровня, как Карпов и Каспаров?

- В чисто шахматном плане - почему бы и нет? Вот сейчас появился в Украине мальчик, Руслан Пономарев, который очень напоминает Карпова в юные годы. Парню всего 15 лет, и он, казалось бы, должен стремиться прежде всего к тактическим осложнениям, к комбинационной игре, а он очень здорово играет эндшпиль. Другое дело, что кроме чисто шахматных данных, чтобы стать звездой мирового уровня, нужно обладать еще многими другими качествами...

- А не может ли случиться так, что сойдет с арены Карпов (все-таки возраст), уйдет в политику или еще куда- то Каспаров, и в мире заглохнет интерес к шахматам?

- Очень может быть. Если не появится новая яркая звезда вроде Пономарева с притягательным имиджем.

Беседу вел Александр ГАЛЯС.


К оглавлению номера Подшивка О газете