ГРИГОРИЙ КОЛТУНОВ

ОПАСНОЕ СХОДСТВО

(Окончание. Начало в N 36, 40, 41.)

Собственно, мой рассказ, один из моих рассказов, о моем незабвенном тесте Моисее Марковиче можно было бы считать законченным, но надо же объяснить вам, кто же был этот пришедший к Моисею Марковичу "Троцкий".

Но сначала вернемся к самому Моисею Марковичу. Он действительно был ВЕЛИКИЙ ПЕРЕПЛЕТЧИК И ПОЗОЛОТЧИК! ВЕЛИКИЙ МАСТЕР! И когда у власть предержащих или у других организаций и лиц возникало желание еще раз убедить товарища Сталина в том, что он действительно Гений и Великий вождь всех времен и народов, они бежали к гению переплетных дел Моисею Марковичу Костяновскому, и он вмещал эти верноподданнические дифирамбы (сам он ни в какую политику не вмешивался) в восхитительно тонкие или пухлые адреса, папки и альбомы из первоклассной, как любил он шутить, "кожи заказчиков". На готовый переплет Моисей Маркович лепил тончайшие, тоньше самой тонкой папиросной бумаги листочки золота, сквозь которые зеленовато-красно просвечивало солнце, и выдавливал на них самые разные и очень прелестные вензеля, завитушки и другие украшения с большим изяществом и вкусом. Да, великий был мастер!

Эти его работы: папки, адреса и альбомы - шли даже за рубеж, где о них отзывались с большими похвалами. Разумеется, они шли также к Иосифу Виссарионовичу. Кто-то надоумил Моисея Марковича делать на этих адресах и альбомах в удобных для этого местах надпись крошечными буковками: "Сделано М. М. Костяновским", как это водится на всех произведениях искусства. Дошло даже до того, что один доброжелатель (а может быть, наоборот?!) посоветовал Моисею Марковичу выгравировать свой крошечный портретик и тиснуть его где-то позади как фирменную марку. "Возможно, - говорил этот доброжелатель (или наборот?!), - Иосиф Виссарионович обратит внимание на ваше с ним сходство, Моисей Маркович, и решит дать вам орден Трудового Знамени или даже Ленина как выдающемуся мастеру, которого не сумели оценить по достоинству в нашей неблагодарной Одессе!" Но нашелся другой советчик, тоже переплетчик, сильный конкурент и, значит, недоброжелатель (а может быть, наоборот?!), который остерег Моисея Марковича...

Так вот, этим конкурентом-советчиком, этим переплетчиком очень высокой квалификации и был "Троцкий"...

То есть звали его Андрей Васильевич Рудых или, может быть точнее, Рудяк. Его мастерская была на Большой Арнаутской. Он пришел к Моисею Марковичу договориться о золочении сделанного им альбома... И вот он как раз и отговорил тестя 2 помещать свой портрет в виде фирменной марки на задней стороне сработанных им папок, адресов и альбомов.

"А вдруг, - с большой иронией предостерег этот умница Рудых или Рудяк, - Иосифу Виссарионовичу не понравится наличие двух Сталиных в одной отдельно взятой стране? По событиям последних лет вам нетрудно догадаться, что из этого последует. В лучшем случае он заберет вас в Москву, чтобы вместо него часами стоять на Мавзолее с поднятой рукой, приветствуя приветствующих не вас, рискуя получить пулю. Вам это нужно? Когда вы такой замечательный мастер в своей профессии и может кормите семью без кремлевского пайка".

Впрочем, сказав это, он тут же испугался своей шутки, стал горячо хвалить советскую власть и особенно товарища Сталина. И это несмотря на свою внешность! Вы себе представляете - ТРОЦКИЙ ХВАЛИТ СТАЛИНА! Умора! Карикатура! Даже сам Сталин, то есть Моисей Маркович, стал смеяться и тут же сострил, что два Сталина для одной страны действительно много - страна не выдержит! Но он тоже тут же испугался. И с испуга он тоже стал хвалить самого себя, то есть, я хочу сказать, товарища Сталина. Впрочем, как я уже говорил, Моисей Маркович Костяновский ни в какую политику не лез, а говорил он все это со всеобщего испуга, от общей, так сказать, атмосферы.

Но когда все это он мне рассказывал, он объяснил, что все-таки он относится с доверием к Андрею Васильевичу Рудяку, уважает в нем отличного мастера и очень сочувствует и жалеет его по поводу этого троцкистского, дьявольского блеска глаз, потому что это, так сказать, вовсе не идейный блеск. Бедняга Василий Андреевич болел туберкулезом - отсюда и этот ужасный блеск глаз. Поэтому Моисей Маркович никогда не отказывался золотить переплеты своего главного конкурента и всюду хвалил его переплетное мастерство. Он называл этого мастера жемчужиной Одессы! Как в песне. Но, конечно, сам он был в переплетном деле на много голов выше - он был минимум гений!


К оглавлению номера Подшивка О газете