Михаил РЫБАК

ЗАПИСКИ ФОТОРЕПОРТЕРА

Законный отец "сотки" - Одесский клуб туристов и один из самых инициативных его лидеров - худощавый крепыш Леонид Ржепишевский. Он умел организовать и массовый туристский поход, и забег с участием сотен молодых людей.

Однако в апреле 1973 года на регистрацию для участия в первой "сотке" пришли не только молодые, но и люди среднего возраста и даже пенсионного. Неоднократно впоследствии я встречал на трассе "сотки" человека с палочкой, который оказался инвалидом войны второй группы, и этот суточный стокилометровый переход он считал лечебной процедурой.

В апреле 1973 года я пришел на тот первый старт, будучи корреспондентом молодежной газеты. С тех пор в течение 18 лет не пропустил ни одного старта.

Каждый старт "сотки" являл великолепное зрелище. В ожидании стартового выстрела несколько сотен участников, одетых кто во что горазд, разминались каждый по-своему. Да и задачи каждый ставил перед собой исходя из индивидуальных возможностей. Одни - претендовали на скоростное преодоление дистанции, другие - ставили перед собой задачу пройти дистанцию за 15-16 или хотя бы за отведенные 24 часа (главное - не сойти). Были и такие, кто рад был преодолеть хотя бы половину или четверть дистанции, считая данный пробег тренировочным перед решающими в следующих годах. Были и группы молодежи, которые шагали с песнями, гитарами в свое удовольствие до тех пор, пока не надоест. Но, как правило, во все годы не менее половины стартующих преодолевали всю дистанцию за отведенные 24 часа. Ну а чемпионы укладывались в 6 часов с минутами.

В разные годы на старт "сотки" выходили помимо одесситов любители бега из многих городов и республик Союза, а также болгары, чехи, поляки и даже финны из города-побратима Оулу. Трижды справился с дистанцией, показав неплохие результаты по времени, профессор Оульского университета Олави Ресенен, а однажды победителем "сотки" стал финский почтальон, показавший в том забеге лучшее время.

В 80-х годах, когда я уже был водителем собственных "Жигулей", поставил перед собой задачу овладеть вождением автомобиля не хуже, чем владею фотоаппаратом. На старт "сотки" выезжал заранее, парковал машину на обочине дороги за поворотом, лицом по ходу трассы и, сделав несколько снимков стартующей толпы, мчался с фотоаппаратами на шее к машине, срезая угол дороги, чтобы хоть на пару метров опередить движущуюся человеческую массу. Часто брал с собой на заднее сиденье двух коллег, и тогда мы открывали все окна для обзора и удобства съемки. Зато в салоне накоплялась дорожная пыль и был приятный сквознячок. Ехал по обочине, обгоняя бегунов, периодически отрывая руки от руля, удерживая машину ножными педалями, и, высунувшись в окно, снимал бегущих, обгоняющих, увлеченных бегом.

Снова и снова обгонял по обочине всю эту бегущую разношерстную толпу и после поворота дороги за припортовым заводом причаливал к обочине, выходил из машины и ложился плашмя на дорогу с изготовкой для съ@мки. Кричал бегущим в мою сторону: "Бегите прямо на меня, бегите через меня!" - и благодаря широкоугольному объективу с этой позиции получались довольно эффектные кадры.

Через несколько минут я снова за рулем, опять осторожный обгон бегущих (постоянно сигналю для безопасности), и вот уже протянутый над дорогой железнодорожный мост. Проехав под ним, паркую машину, а сам бегу по усеянной галькой насыпи на вершину моста. Сверху просматривается большой участок дороги, и бегущие по нему люди уже изрядно растянулись.

Пробежав под мостом, участники продолжают свой путь до очередного поворота дороги, затем их путь лежал к жилмассиву Котовского, с отметкой на 30-м километре у холма Славы. Здесь клуб туристов организовал пункт питания, так что каждый может выпить стакан-другой сладкого чая. Здесь же до конца забега дежурят медики, опытные инструкторы по туризму.

Возвращаясь от моста по другой дороге, я появляюсь у холма Славы задолго до прибытия авангарда забега. Здесь продолжается съ@мка, и тоже при большом везении можно сделать интересные кадры.

А через 6 часов после старта стараюсь быть на финише в парке Шевченко, чтобы не прозевать победителей, увидеть эти усталые, но счастливые лица.

Обычно на "сотку" стартовало несколько сотен участников, но однажды их было 1200, и вместо стартового пистолета старт давала маленькая артиллерийская пушка, которую привезли курсанты военного училища. Более тысячи бегунов стартовало несколько лет подряд, и каждый раз приезжали артиллеристы, чтобы дать старт этой массе.

Как любой вид спорта, "сотка" проводилась в назначенный день независимо от погоды.

И вот однажды над Одессой и окрестностями в радиусе нескольких километров завис плотный туман. Именно тогда приехал в Одессу для участи в "сотке" легендарный покоритель Северного полюса на лыжах Дмитрий Шпаро со своими друзьями. Все 100 километров знаменитый на весь мир московский спортсмен и его товарищи бежали плотной группой без привалов, не меняя темпа, хотя холодные (почти ледяные) струи дождя безжалостно хлестали бегунов, начиная примерно с десятого километра пути и до самого финиша. Чемпионы в этом забеге показали, конечно, значительно худшее время, чем в прошлые годы.

Группа Дмитрия Шпаро не ставила перед собой задачу кого- либо догонять, опережать. Эти крепкие, выносливые ребята прошли всю дистанцию "сотки" достойно и такой же плотной группой пришли к финишу.

- Мы не марафонцы, - говорил на следующий день Дмитрий, - а этот пробег был для нас просто хорошей разминкой, и не более.

Что же касается скоростных марафонцев, то самым знаменитым в истории "сотки" навсегда останется Виталий Ковель из Терскола, который 6 раз становился победителем, устанавливая рекорды на этой дистанции. И если самая первая победа далась ему более чем за семь с половиной часов, то в конце концов он добился результата уникального: 100 километров менее чем за шесть с половиной часов.

На снимке автора: участники "сотки" преодолевают первые километры. Прошёл 30 км лидер Виталий Ковель.


К оглавлению номера Подшивка О газете