ПРО "БУБЛИЧКИ" И ГРИМАСЫ ИСТОРИИ

Среди самых знаменитых песен "всех времен и народов" "Купите бублички!". Легендарной эту песню сделали не ее художественные достоинства (о которых можно спорить), а "обстоятельства места и времени". Легендами окутана даже история ее рождения. Начну с самой неожиданной версии, принадлежащей бывшему узнику Соловецкого лагеря, а ныне академику Д. С. Лихачеву. "Член-корреспондент АН СССР, известный литературовед Леонид Тимофеев, - утверждает Д.С.Лихачев в книге "Заметки и наблюдения", - в молодости сочинил чрезвычайно популярную в подонках общества у шпаны песенку:

Купите бублички,
Горячи бублички...

Под музыку "Бубличков" в 20-е годы танцевали фокстрот, а в Соловецком театре отбивала чечетку парочка - Савченко и Энгельфелдт. Урки ревели, выли от восторга..." А вот иное свидетельство, внешне совершенно противоположное, поскольку исходит с "другого берега"; поразительно, однако, что и там фигурирует та же фамилия - Тимофеев. Я имею в виду знаменитые мемуары Ирины Одоевцевой "На берегах Невы". Вспоминая об "Институте живого слова", который вел Н. Гумилев, Н. Одоевцева называет "самым заметным из поэтов-"живословцев" некоего Тимофеева (ни имени, ни инициалов писательница не приводит). "Это он много лет спустя сочинил знаменитые "Бублички", под которые танцевали фокстрот во всех странах цивилизованного мира". Исследователь Н. Богомолов предполагает, что речь идет о поэте Борисе Тимофееве- Еропкине, о котором "Краткая литературная энциклопедия" 1972 г. издания сообщает: "Писал песни и романсы, среди них - "За окном черемуха колышется". Однако любой человек, знакомый с "Повестями о жизни" Константина Паустовского, удивится: ведь писатель, проведший в Одессе начало двадцатых годов, совершенно точно указывает на авторство: "Я подошел к оркестру и сказал дирижеру, что в зале сидит автор этой песенки - одесский поэт Ядов... Ядов поднялся. Посетители ресторана тоже встали и начали аплодировать ему". Однако Паустовского оспорил недавно известный критик Бенедикт Сарнов. "Он (т. е. К. С. Паустовский) об авторстве Ядова говорит в книге, представляющей собой х у д о ж е с т в е н н о е произведение", - замечает критик и далее утверждает, что, хорошо зная писателя, имеет основание "относиться ко многим его свидетельствам с той же степенью доверия, с какой относятся обычно к рассказам охотников и рыболовов". Кроме того, резонно замечает Б. Сарнов, все одесские песенки начала двадцатых годов имеют ярко выраженный "еврейский акцент" ("Свадьба Шнеерзона", "Зачем, скажите, вам чужая Аргентина", "Как на Дерибасовской угол Ришельевской" и др.), в то время как в "Бубличках" ничего подобного нет и в помине. И еще один резон, на сей раз почерпнутый из литературы того времени. Автор статьи "Творчество городской улицы", напечатанной в 1927 году в сборнике "Художественный фольклор", В. В. Стратен, цитируя целый ряд "одесских песенок", о "Бубличках" даже не упоминает. Согласитесь, что для супершлягера это странно. Так кто же сочинил сию бессмертную песню? Оказывается, в фондах единственного в своем роде музея эстрады, созданного еще в советском Ленинграде Г. М. Полячеком, сохранилась уникальная запись 1956 года. Об истории, случившейся за три десятилетия до того, вспоминает популярный в свое время куплетист Григорий Красавин: "Приехав на гастроли в Одессу, я был поражен, что, пока я ехал с вокзала к Ядову, всю дорогу меня сопровождали возгласы "Купите бублики!". Мне захотелось иметь песенку с таким припевом. О своем желании я сказал Ядову и сыграл на скрипке, с которой обычно выступал, запавшую в память мелодию. Яков Петрович разразился привычным для него бурным смехом и сказал жене Ольге Петровне своим сиплым голосом: "Ставь самовар для артиста, а я буду печь бублики". Полчаса стучала в соседней комнате машинка. В тот же вечер я с листа исполнял "Бублики" в "Гамбринусе". На следующий день вся Одесса пела "Бублики". Теперь многое становится понятным. К. С. Паустовский действительно ошибся, но только в дате появления "Бубличков": у него - 1921, на самом деле - 1926 год. Ясно теперь, почему песня не упоминается в сборнике 1927 года - не успела еще стать предметом анализа. Что же касается отсутствия "еврейского акцента", так ведь Красавин и не приписывает ни себе, ни кому-либо другому авторство музыки: он говорит о некой "запавшей в память" мелодии. А мелодия эта скорее всего была иноземного происхожения, отсюда становится ясным, почему, по утверждению И. Одоевцевой, под этот фокстрот танцевал весь "цивилизованный" мир. Правда, говорят, что жил в Одессе некий Я. Файнтух, у которого на табличке под дверным звонком гордо значилось: "Автор "Бубличков". Звонить три раза".

Александр ГАЛЯС.


К оглавлению номера Подшивка О газете