Михаил РЫБАК

ЗАПИСКИ ФОТОРЕПОРТЕРА

32. КАВКАЗСКИЙ КАЛЕЙДОСКОП

(Окончание. Начало в N 65.)

Самой интересной в Тбилиси была встреча с великим художником Ладо Гудиашвили, с которым познакомил журналист Отар Иоселиани.

В старом княжеском каменном доме по улице Кецховели художник вышел нам навстречу вместе с женой Нино Иосифовной.

Мы вошли в огромную залу высотой не менее пяти метров и увидели что-то невероятное. Все стены были в несколько рядов увешаны картинами, написанными художником в разные годы. Небольшого роста, улыбающийся Ладо стоял в стороне, пока мы рассматривали прекрасную картинную галерею. Тут только Отар шепнул мне, что художнику только недавно присвоили звание Героя Социалистического Труда. Мы отметили это событие в соседней уютной комнате, увешанной портретами женщин, удивительно похожих на Нино в юном или зрелом возрасте. Ладо подарил мне симпатичный рисунок, а я сделал несколько памятных снимков, в том числе в большом круглом зеркале в гостиной свой автопортрет рядом с художником.

Через год, узнав о смерти Ладо Гудиашвили, я отправил соболезнование Нино Иосифовне, а она мне передала только что вышедшую в свет книгу о необыкновенном грузинском художнике. Где-то в дальнем зарубежье собирались как будто выпустить солидный альбом с репродукциями его работ, но изменились времена, республики стали странами, а секретари компартий - президентами. Так что до сих пор неизвестна мне судьба фотоальбома, как и многие другие судьбы.

Я не мог себе позволить, побывав несколько раз в Баку, не увидеть чуда рук человеческих - знаменитый промысловый островок на Каспийском море - Нефтяные Камни. И вот как-то коллега из местной газеты познакомил меня с интереснейшим человеком - капитаном старенького теплохода "Волгоград" Тофиком Гусейновым, совершавшим 3-4 раза в неделю рейсы из Баку на Нефтяные Камни, куда отвозил очередную рабочую смену промысловиков. Получив разрешение начальства, Тофик принял меня на борт судна перед утренним рейсом.

- Этих людей оставим там, - проинформировал меня капитан, - других привезем в Баку - пусть отдохнут.

Мы продвигались по тихой воде Каспия около 6-ти часов. И все это время слева и справа за бортом проплывали мимо нефтяные пятна-островки размером от нескольких сантиметров в диаметре до полутора-двух метров. И тем не менее в те времена в Каспии водилась рыба не только в ассортименте, но и в количестве!

Но все-таки главное богатство Каспия - нефть.

С того момента как я увидел торчащие прямо из воды нефтяные вышки, захотелось увидеть и их "фундамент". Капитан предупредительно подал мне свой бинокль, и картинка впереди показалась намного веселее. Серые слоистые облака, обрамленные ореолом солнечных лучей, почти сливались с горизонтом, а он, в свою очередь, прочно опирался на длиннющий деревянный причал, к которому нам предстояло пришвартоваться. Если, конечно, повезет... А там, совсем близко к воде, с каждым мигом все шире и плотнее толпа: это те, кто отработали смену и обратным рейсом "Волгограда" отправятся домой, в Баку.

А на борту уже слышна команда матросам о швартовке, и - капитан уже на самом удобном для обозрения участке мостика.

Мне удалось-таки сойти на деревянные мостки, пройтись по мощеной досками улице Нефтяных Камней и за какой-то час- полтора осмотреть небольшой уютный поселок, выросший на сваях над водой, увидеть в конце длинной ровненькой "улицы" вертолетную площадку (еще одна прекрасная возможность попасть на этот рукотворный островок).

Тогда-то и завязалась на многие годы наша дружба с Тофиком Гусейновым, сын которого - Султан - в те годы учился в Одесской мореходке и стал в моей семье не просто частым гостем, а родным человеком. А уж в свой следующий приезд в Баку мне посчастливилось познакомиться со всей многочисленной семьей Гусейновых, и, естественно, все они стали моими друзьями. Так уж принято на Кавказе: мой друг - твой друг. Это также незыблемо, как математическое правило, в котором говорится, что если две величины порознь равны третьей, то они равны между собой.

"Мой друг - твой друг" - это на Кавказе нерушимое правило, которое стало законом в повседневной жизни.

Я убедился в этом и в Ереване, куда приехал к своему другу Завену Галстяну, а через неделю моими друзьями были уже десятки друзей Завена и его очаровательной жены со сказочным именем Гаяне. Она была искусствоведом и серьезно занималась изучением творчества армянского народа. У Гаяне была уникальная коллекция серебряных изделий, изготовленных руками народных умельцев из самых разных районов (этнических уголков) республики. То были женские серебряные пояса и другие украшения, всевозможные обрамления и футляры, предметы обихода, которыми пользовались сельские или городские жители, мужчины, женщины - представители разных профессий, разных слоев населения, наконец, просто безделушки, украшения, многие из которых являются настоящими произведениями искусства.

Друзья семьи Галстян - самые разные люди, но независимо от социального положения и многих прочих разностей все они преданные друзья.

Кто-то из них устроил нам увлекательную поездку на озеро Севан, кто-то решил познакомить со священным Эчмиадзином, расположенным в 30 километрах от столицы. Когда мы ехали по неустроенной каменистой дороге, один из друзей Завена (а теперь уже и мой друг) рассказал, что Главный католикос всех армян, находившийся в то время где-то в далеком зарубежье, предложил правительству Армении (тогда еще республики в составе СССР) построить комфортабельную дорогу из Еревана в Эчмиадзин, а вдоль нее - места для отдыха, кафе, бензоколонки. Взамен Главный католикос просил совсем немногого, а именно: назвать дорогу его священным именем. Конечно, компартийное руководство Армении отказалось от заманчивого предложения, ибо такое попрание идеологии им бы не простили партийные чиновники более высокого уровня.

Не знаю, какова сейчас эта дорога, но уверен, что, как и четверть века назад, она не пустует. Ибо для всех армян Эчмиадзин - это Мекка, которую хоть раз в жизни нужно посетить. Есть ли у нее имя или нет, дорогу во все времена считают Священной.

На снимке автора: Ладо Гудиашвили в своей гостиной в княжеском доме по улице Кецховели.


К оглавлению номера Подшивка О газете