ДВЕ ЖЕНЩИНЫ НЕ ХОТЯТ НА ВОЛЮ

(Окончание. Начало см. в N 65.)

УБИЙЦ НЕ ВЫПУСТЯТ. МНОГИХ НАСИЛЬНИКОВ ПРОСТЯТ

Нынешняя амнистия - девятая в Украине со времени образования независимого государства. В 96-м было аж три амнистии: к 8 Марта, к 10-летию Чернобыля и традиционная - ко Дню независимости. Потом законодатели поняли, что это уже явный преребор, и приняли закон, по которому амнистия не может быть чаще, чем один раз в год.

Вопрос о применении амнистии решается судом либо органами предварительного следствия по согласованию с прокурором в индивидуальном порядке. Конечно, дело сотрудников исправительных учреждений, прокуратуры, судей строго исполнять закон, поэтому от комментариев они стараются воздержаться. Мы же можем высказать некоторые суждения.

Амнистия - это акт гуманности государства, это надежда на исправление оступившихся, на возвращение их к нормальной жизни. Вместе с тем нужно разгрузить переполненные тюрьмы и колонии. Но не следует забывать о жертвах бывших преступников: им-то каково нежданно-негаданно увидеть их лет на пять раньше, чем назначено судом? А чаще всего потерпевшие и не знают, что их обидчики уже гуляют на свободе.

Итак, освобождаются от наказания лица, несовершившие преступления, не являющиеся тяжкими: совершеннолетние, т.е. не достигшие 18-летнего возраста на момент совершения преступления; женщины и мужчины, имеющие несовершеннолетних детей либо детей-инвалидов (в предыдущих амнистиях речь шла только о женщинах); беременные женщины; женщины, которым больше 50 лет, и мужчины старше 55-ти; женщины и мужчины, имеющие родителей, которые старше 70 лет, если у тех нет других трудоспособных детей; ветераны войны; инвалиды I и II групп, больные активной формой туберкулеза и онкобольные (в обоих случаях - некоторые группы); участники ликвидации последствий аварии на ЧАЭС и лица, пострадавшие от Чернобыльской катастрофы.

Указанные лица, совершившие тяжкие преступления, освобождаются от дальнейшего наказания, если к 12 августа отбыли половину срока.

Кроме того, освобождаются: осужденные за преступления, не являющиеся тяжкими, если они отбыли не менее трети срока; осужденные впервые за тяжкие преступления на срок до шести лет, если отбыли не менее половины срока; лица, находящиеся в дисциплинарных батальонах, осужденные впервые, если отбыли не менее трети срока; лица, осужденные впервые, если неотбытая часть наказания составляет менее одного года.

Среди тех, кто не попадает под освобождение, наполовину сокращается срок: осужденным за преступления, не являющиеся тяжкими; осужденным за тяжкие преступления на срок до десяти лет, если они отбыли не менее половины срока.

Закрываются уголовные дела на лиц, подпадающих под освобождение (на стадии дознания, предварительного следствия и не рассмотренные судом). Уголовное дело, не рассмотренное судом, может быть закрыто органами предварительного следствия только при письменном согласии обвиняемого. В случае его отказа оно направляется в суд, который и решает вопрос о применении амнистии.

Очень широк перечень лиц, не попадающих под амнпистию. Это в частности: особо опасные рецидивисты; осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования была заменена лишением свободы; имеющие по меньшей мере две судимости за тяжкие преступления; осужденные за особо опасные преступления против государства, бандитизм, умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах; осужденные за тяжкое преступление и отбывшие менее половины срока; лица, к которым на протяжении 1991-1998 годов применялись амнистия либо помилование; не прошедшие назначенный судом полный курс лечения от алкоголизма, наркомании либо венерической болезни; злостные нарушители режима во время отбытия наказания.

Не выпустят лиц, совершивших умышленное убийство даже без отягчающих обстоятельств; разбой при отягчающих обстоятельствах либо разбой с похищением государственной или коллективной собственности в особо крупных размерах; посягнувших на жизнь судьи, сотрудника правоохранительных органов, военнослужащего, представителя общественности - при исполнении ими обязанностей по охране общественного порядка. Останутся за решеткой преступники, захватывавшие заложников, торговавшие людьми, создававшие незаконные военизированные формирования, совершившие особо злостное хулиганство, осужденные за незаконные действия по усыновлению (удочерению), незаконные действия с оружием (ношение, хранение, приобретение). Жестко взялись за угонщиков: им тоже пока "не светит" выход на волю.

Зато очень удивляет то, что останутся за решеткой только насильники, осужденные по 117-й (ч. 4) статье уголовного кодекса (изнасилование, повлекшее особо тяжкие последствия или совершенное в отношении малолетней). А вот насильники, проходящие по части третьей (изнасилование, совершенное группой, либо изнасилование несовершеннолетней) амнистируются! Впрочем, нам к сюрпризам наших законодателей не привыкать.

Борис ШТЕЙНБЕРР.

P.S. Из тех двух женщин, которые не хотят амнистироваться, одной действительно выходить некуда и не к кому. Зато заключенная, как нам объяснили, поступает хитро, а может, по-житейски мудро. Сидеть ей остался месяц и без амнистии. Но если ее анистируют, то потом, вдруг через некоторое время она вновь окажется в заключении, право на амнистию она в течение восьми лет потеряет. Такая арифметика.


К оглавлению номера Подшивка О газете