УСПЕХ БОРИСА ГЕЛЬФАНДА

(Окончание. Начало заметок с шахматного фестиваля в польском городе Поляница-Здруй см. в "Рекламе "Порто- франко", NN 64, 65.)

Зная привычку некоторых шахматистов раскачиваться на стуле, организаторы предприняли меры безопасности: выбрали стулья, снабженные внизу для устойчивости тремя дополнительными перекладинами. Особенно любит раскачиваться наш Василий Иванчук. Вот он в задумчивости все дальше и дальше уходит от стола вместе со спинкой стула. Угол становится запредельным, и гроссмейстер сейчас, похоже, хлопнется затылком об пол. Тут уже внимание зрителей полностью переключается от демонстрационных досок, и зал замирает, задаваясь немым вопросом: "А столик с фигурами ногами перевернет?" Но вдруг Иванчук, приведя в действие какие-то мышцы, рывком выходит из смертельного пике и делает ход.

Вообще, длительные занятия шахматами наложили на многих игроков экстра-класса своеобразный отпечаток, их поведение может показаться, мягко говоря, странным не только человеку, далекому от шахмат. Многочасовое напрядение мозга в стрессовых условиях, сверхконцентрация мысли, жестокая конкуренция - все это сказывается. С другой стороны, возьмем, к примеру, Михаила Красенкова: кроме русского и польского языков он владеет по меньшей мере еще двумя - английским и испанским.

...Играют между собой Алексей Широв и Василий Иванчук. Соперники еще не вышли из дебюта, очередь хода за Иванчуком. Но Василий на доску не смотрит. Подняв глаза к потолку, он полностью отключается от внешнего мира. В это время Алексей, налив себе горячего чая, неуклюже проходит через сцену, неся в одной руке блюдечко с чашкой. В трех шагах от своего столика он внезапно останавливается и... впадает в транс, вперяя взор в дальний конец зрительного зала. Что сейчас проходит перед мысленным взором гроссмейстеров: страницы дебютных монографий, которые они "перелистывают", экран персонального компьютера, на котором утром при домашней подготовке стояла эта позиция?

- Что они придуриваются? Ведь до тридцатого хода все знают, - говорит мой сосед, гроссмейстер К.

Гроссмейстер чересчур пристрастен к шахматной элите.

- Я не могу, как Карпов, Каро-Канн играть, мне надо семью кормить - продолжает он, намекая на то, что в тех турнирах, в которых он выступает, миролюбие даже черными недопустимо - хорошего приза не возьмешь. - Тут семь очков из девяти первое место дают, а я с семью очками могу и десятое не занять.

Перспективы шахмат ему представляются довольно мрачными:

- Скоро на своих компьютерах все ходы переберут - и конец.

Спасение, по его мнению, возможно только в шахматах Фишера. Несколько лет назад одиннадцатый чемпион мира, тоже задумавшись о смерти шахмат (как в свое время Капабланка), придумал расставлять фигуры за пешками в произвольном порядке. Тем самым полностью исчезает такой компонент, как дебютная подготовка, которая нынче зачастую доходит до эндшпиля.

Посмотрим, как будут развиваться шахматы.

АЛЕКСЕЙ ШИРОВ: "МОИ ШАНСЫ ПРОТИВ КАСПАРОВА ОЧЕНЬ ХОРОШИЕ"

После четвертого тура гроссмейстерского турнира, в день отдыха, была проведена пресс-конференция. Интересно было услышать мнение Алексея Широва о его предстоящем матче с Гарри Каспаровым, где они разыграют звание "чемпиона мира по версии Всемирного шахматного совета".

Широв считает, что матч с Каспаровым, на которого он вышел как бы случайно ("После отказа Ананда мне предложили сыграть с Крамником, и я у него выиграл"), станет для него важнейшим событием:

- Сейчас моя форма далека от лучшей. Это естественно, так как матч с Крамником потребовал огромного напряжения, и это сказывается. У меня есть возможность подойти к матчу с Каспаровым в лучшей форме. Мои шансы против Каспарова очень хорошие. Но потом, я считаю, нужно объединить розыгрыш звания чемпиона мира. Чемпион должен быть один.

Каспаров, очевидно, имеет свой прогноз по поводу победителя матча. Состояться этот матч должен в октябре в Испании.

Борис ЕФИМОВ.

(Наш спец. корр.)

P. S. Стало известно, что матч Каспарова с Шировым срывается из-за отсутствия денег. Если он и состоится, то ближе к весне.


К оглавлению номера Подшивка О газете