Поставив фильм "Муму" по очень приблизительным контурам знаменитого рассказа Тургенева, режиссер Юрий Грымов удостоился целого ряда отличий. Во Франции он получил приз "За самый яркий дебют в европейском кинематографе". На фестивале "Кинотавр" наградой за "За самое яркое визуальное воплощение" стала скульптура Э. Неизвестного. Что, впрочем, не спасло картину от достаточно серьезной критики, скажем прямо, вполне обоснованной. Тем не менее на встрече режиссера с одесскими журналистами речь шла не столько о творческом процессе, сколько о разных разностях, сопровождавших съемочный процесс и выход фильма на экраны.
- Правда ли, что первоначально на главную роль глухонемого Герасима претендовал Микки Рурк?
- Да, он первый, кто был приглашен сыграть эту роль. Рурк прочитал синопсис, потом сценарий, после чего у нас случился длинный разговор о творчестве, который обоих устроил. Потом был разговор о деньгах, во время которого я сообщил ему, что тот гонорар, который он обычно получает в Европе (а это полтора миллиона долларов), для нас просто неподъемен. Рурк пошел на то, чтобы дать сорокапроцентную скидку. А потом я стал слушать, как он читает. И понял, что идея приглашения Рурка - мое заблуждение. Когда же появился Александр Балуев, все стало на свои места.
- Но, может, все дело в том, что Рурк просто не знал, кто такой Тургенев?
- Нет, как раз о Тургеневе Рурк знал; я даже был удивлен, насколько во Франции и в Америке знают его творчество.
- Насколько преувеличены слухи о смерти кино на пространстве СНГ?
- Кино не умирает. Может, оно и болело, но это было ОРЗ, а все считали почему-то, что болезнь более серьезная. Нет, все идет нормально. Проблема в том, что разрушена система проката. Считается почему-то, что нужно вкладывать деньги в суперсистемы типа "Стерео-Долби". Я же считаю, что прежде всего следует позаботиться о том, чтобы в кинотеатрах были удобные кресла. Это и дешевле, чем строить залы с супер- системами звука, и народ привлечет быстрее. А народ наш уже потянулся в кинозалы.
- Но стоит ли тратить деньги и время на поход в кинотеатр, если можно взять пиратскую видеокассету и тот же фильм посмотреть дома?
- Проблему кино и видеопиратов можно решить только одним способом: сделать так, чтобы сами пираты поняли: за свою деятельность они могут получить по башке или сесть в тюрьму. А все разговоры о том, что воровать плохо, ни к чему не ведут.
Я знаю, что в России продается (без учета Сибири) 3 млн кассет. Да если деньги за эти кассеты начнут возвращаться, то все станут снимать как умалишенные.
С другой стороны, наши пираты тоже не очень умеют думать. Если б я был пиратом, то, как только объявили о съемках "Муму", тут же выпустил бы в продажу фильм 1953 года и, пока народ разобрался, что к чему, заработал бы большие деньги.
Записал Андрей ТИШКОВ.
К оглавлению номера | Подшивка | О газете |