ЕСТЬ КОМУ ПОМОЧЬ ТАЛАНТАМ

Невзирая на трудности быта, молодые люди не оставляют духовных поисков, которые нередко выливаются в поэтические и прозаические строки. Дать общую характеристику творчеству молодого литературного поколения мы попросили председателя одесского отделения Союза писателей Украины Богдана Ивановича СУШИНСКОГО, который ежегодно знакомится с сотнями сочинений начинающих авторов.

- Что, на ваш взгляд, наиболее характерно для юношей и девушек, сочиняющих стихи и прозу?

- Тот, кто впервые сравнил женскую грудь с луной, был гением, все остальные - жалкие бездари и плагиаторы. Это известное выражение я вспоминаю всякий раз, когда приходится знакомиться с сочинениями начинающих авторов. Но, к счастью, встречаются и такие, кто пытается вырваться из серого потока банальщины, сказать что-то свое и по-своему. Лучшие произведения молодых литераторов отличаются образностью, стремлением мыслить философскими, историческими и сугубо житейскими концепциями. Однако у основной массы пишущих ощущается, к сожалению, крайне слабое знание литературы, того, что накоплено многими поколениями предшественников. Особенно это характерно для тех, кто пишет прозу. Совершенно очевидно, что новое поколение в большинстве своем воспитано на американских детективах, причем даже не на сугубо литературных, среди которых случаются и выдающиеся образцы, а на серийных телебоевиках. При этом многие просто не понимают, что создатели и классики так называемых "массовых жанров" - Эдгар По, Конан-Дойль, Сименонпрежде всего были ПРОФЕССИОНАЛАМИ, знающими законы большой литературы. Пусть это покажется парадоксом, но для того, чтобы написать хороший боевик, следует внимательно прочесть Л. Толстого, И.Бабеля, Б. Шоу и других настоящих писателей.

- То, что вы строги к молодых авторам, понятно и справедливо. Однако известно, что писателя и поэта во многом формирует среда, в том числе литературная. Существует ли такая среда в нашем городе? И вообще, к кому следует обращаться человеку, который пытается что-то сочинять?

- Нужно четко понять, что есть люди, которые в такой среде остро нуждаются, а есть такие, кто предпочитает "умирать" за письменным столом в одиночку. Для первых при нашем отделении Союза писателей уже много лет работает литературное объединение, давшее путевку в жизнь многим талантливым людям. Мы проводим немало интересных мероприятий в государственном и педагогическом университетах, в Литературном музее. Двери Союза писателей на ул. Белинского, 5, широко открыты для любого способного литератора. Однако замечу, что даже самые лучшие советчики не заменят самостоятельной работы над собой. Человек, который всерьез намерен заниматься литературой, должен, во-первых, получить соответствующее образование, во-вторых, "определиться по школе" т. е. выбрать себе литературных учителей-классиков (кому какой автор ближе) и работать в этом направлении. А главное, следует постоянно заниматься самообразованием, стремясь при этом как можно основательнее познать профессиональную сущность писательского ремесла. И еще один совет: надо как следует знать язык, на котором пишешь. А то недавно мне принесли книгу, изданную в одной районной типографии, прочитав которую я задал один-единственный вопрос: а есть ли в этом городке хоть один учитель-языковед? Если есть, то почему автор не воспользовался хотя бы элементарными его знаниями? Ибо понять, на каком именно - русском, украинском, суржико-бессарабском языке написана эта книга, я так и не смог. Попутно замечу, что начинающим литераторам не стоит соблазняться легкой возможностью издать книжку, чтобы потом не было стыдно за свое собственное творение.

Беседу вел Александр ГАЛЯС.


К оглавлению номера Подшивка О газете