ИСТОРИЯ ОДНОГО ПРЕСТУПЛЕНИЯ, или ЕСТЬ ЛИ ПРЕДЕЛ БЕСПРЕДЕЛУ?
Водитель - инспектору:
- Я же ничего не нарушил!
- Моя семья не может ждать, пока ты что-нибудь нарушишь.
(Из анекдота.)
Закончилась трудовая неделя. Последние выходные лета. Собравшись после работы, часов в девять выезжаем на дачу - вот, собственно, и все "преступление".
На 3-й станции Люстдорфской дороги нас останавливает инспектор ГАИ и объявляет, что произошло небольшое ДТП и мы "привлекаемся понятыми". Ну что ж, привлекаемся, так привлекаемся. Ходим, смотрим, как делаются замеры (попутно я выслушала от инспектора, что муж мой - непорядочный, поскольку невнимательно следит за его манипуляциями), расписываемся и уезжаем, слегка расстроенные тем, что по времени уже могли бы быть на даче.
На скоростной трассе из спрятанной в кустах машины неожиданно возник очередной инспектор. На этот раз нам сообщили, что мы совершили такое, за что вообще забирают права и отправляют на пересдачу. "Такое" заключалось в том, что ехали мы в левом ряду, куда перестроились из-за ехавшего в правом ряду с меньшей скоростью микроавтобуса. Нам вменялось нарушение пункта 5.1 ПДД, который, как выяснилось, вообще никакого отношения к нашему "нарушению" не имел, а наличие микроавтобуса в расчет не принималось. (Кстати, о расчете. Расчет на дороге прост до неприличия, и об этом знают абсолютно все. А вот доказать, что ты не верблюд и не нарушитель без двугривенного практически невозможно.) И еще одно отступление. В ПДД в статье 14 "Обгон" есть пункт 14.5, гласящий, что "на дорогах, имеющих по меньшей мере две полосы, предназначенных для движения в одном направлении, водитель, производящий обгон, может остаться на левой полосе движения, если по возвращении на ранее занимаемую полосу ему пришлось бы снова начинать обгон и если он не будет препятствовать транспортным средствам, движущимся за ним с более высокой скоростью".
Вопрос к инспекторам ГАИ: как доказать вам, что машина ехала в соответствии с этим пунктом, если любые доводы вы отвергаете, а (простите меня, инспектора, не делающие так, речь сейчас не о вас) руки ваши, как у роботов, работают в двух направлениях: за деньгами - и в карман либо - в противном случае! - за ручку - и запись в талон.
И второй вопрос. Как человеку, не потерявшему еще веру если не в справедливость, то хоть в тень ее, уважающему если не имя свое, то хотя бы отчество, доказать вам, что никакого преступления он не совершал и не должен за счет бюджета своей семьи пополнять ваше (лично ваше, а не государственное) материальное положение?! Это же просто мародерство, беспредел какой-то!
Ну а нервы? Многие водители просто оценивают их в 15-20 гривен, лишь бы не связываться с вами. И где-то, наверное, они правы: лечиться от инфаркта или инсульта стоит дороже.
...Ну а мы едем дальше. О настроении говорить не будем. За поворотом с Чкалова на Советскую Армию останавливаемся. Не по своей воле. "И не корысти ради, а токмо волею" невесть откуда свалившихся на нас в этот день и в таком количестве людей в форме.
Ситуация опять была спорной, разговор развивался по уже знакомому сценарию. А я стояла и думала, глядя на расстроенное лицо мужа, что дело ведь не во взятке или штрафе (иногда, безусловно, справедливом), вернее, не только в них, а в том, как это делается, как с вами разговаривают инспектора (опять-таки к людям в этой форме это не относится), как всем своим видом хотят поставить вас на ступеньку (на одну ли?) ниже себя, увидеть потерянный взгляд и внутренне торжествуют, глядя, как вы достаете бумажник и просите не делать вам запись. А любой мало-мальский довод в свою защиту или просьба вникнуть в ситуацию и разобрать ее вызывает удивленную циничную усмешку. "Я не в церкви, чтобы вам прощать", - сказал нам как-то инспектор. Но и - добавлю от себя - не Господь Бог, чтобы судить и наказывать людей, обладающих презумпцией невиновности.
...На Киевскую трассу мы выехали за полночь. Голова трещала, настроение было напрочь испорчено. Не хотелось смиряться с мыслью о том, что перед "человеком с ружьем", то бишь жезлом, ты - никто, а если ты с деньгами, ты уже что- то, но все равно никто.
Ехали, как всегда соблюдая рядность и скорость и понимая, что это в общем-то ни о чем не говорит. Вспомнили соседа, ехавшего ночью во время сильного дождя, по правой полосе совершенно не освещенной трассы, с ограниченной скоростью и сбившего пьяного бомжа. Не отругал ли он себя сто раз за то, не "нарушил" правила и не ехал по левому ряду?
Думали мы и о том, что существуют такие термины в ПДД (п. 1.9), как "недостаточная видимость" и "дорожные условия", куда, в частности, относятся такие факторы "(с учетом периода суток и атмосферных явлений)", как состояние поверхности проезжей части (насчет "поверхности" наших дорог комментарии излишни) и искусственное освещение, сплошь и рядом отсутствующее на наших улицах - это к вопросу о рядности.
А еще мы подумали, что неплохо было бы внести в пункт 1.9 ПДД такой термин, как "Моральное состояние водителя после общения с инспектором ГАИ", и, думается, во многих ситуациях (не только дорожных, но и житейских) именно этот фактор был бы определяющим (как тут не вспомнить старый добрый мультфильм "История одного преступления"?).
И последнее. Когда рождается ребенок, родители мечтают, чтобы вырос из него в первую очередь Человек. Мораль проста: в форме ты или без нее, на посту или на отдыхе, работаешь или так, погулять вышел, - в любой ситуации нужно оставаться Человеком.
Марина ГАЙМУСОВА.
К оглавлению номера | Подшивка | О газете |