ОПАСНОЕ СХОДСТВО

"Мой светлой памяти тесть Моисей Маркович Костяновский был, так сказать, триедин в одном лице: во-первых, он был отличный переплетчик, во-вторых, он был замечательный позолотчик, в-третьих, он был... двойник Сталина".

Так начинается забавный, очень метко характеризующий ушедшее время рассказ Григория Колтунова "ОПАСНОЕ СХОДСТВО". Сегодня: ко Дню рождения Одессы, мы публикуем отрывок из этого рассказа, относящийся если не к архитектурному, то в какой-то мере "историческому" памятнику нашего города, а именно к внешне ничем не примечательному двухэтажному дому по Ришельевской. Итак...

"Моисей Маркович обитал по улице Ришельевской в доме N 27. Теперь об этом не помнят, но дом этот был, так сказать, с "историко-революционной подкладкой". Он принадлежал сестрам Фамильянт-Фельдман. Их брат был тот самый студент Фельдман, который первый из одесситов отправился на борт броненосца "Потемкин" приветствовать мятежную команду. В его честь потом переименовали Николаевский бульвар - в бульвар Фельдмана, но впоследствии из-за каких-то соображений, в которых, как утверждают одесситы, не последнюю роль играла "пятая графа", бульвар еще раз переименовали, на этот раз в нейтральный Приморский бульвар. Этот дом еще интересен тем, что в нем скрывался знаменитый герой гражданской войны Григорий Иванович Котовский! Он снимал комнату в квартире некой мадам Новак. Парадокс в том, что это совершенно конспиративное обстоятельство было широко известно в прилегающих кварталах и даже дальше. Впоследствии некоторые энтузиасты предложили поместить на стене этого дома мемориальную досочку. По дешевке досочку заказали у кладбищенского мастера. Этот одессит жил через два дома, в N 23, и был известен как большой шутник - почти шекспировский персонаж. Он принес аккуратно, даже любовно сделанную мраморную досочку, на которой было высечено: "Здесь жил Григорий Иванович Котовский с мадам Новак". Он очень увеселялся, глядя на мрачные физиономии заказчиков. Сказал, что принесет другую, но не принес, и дело заглохло.

Дочь Моисея Марковича - моя жена Мирель рассказывала, что ей в то время было лет девять, и она и другие дети были отлично осведомлены, что Котовский - это знаменитый подпольный герой, и бегали смотреть, как по утрам, стоя у открытого окна, он делает гимнастику. Она описывала Котовского так: "У него был большой живот, он носил широкие полосатые трусы, у него была круглая, как шар, бритая голова и полные пригоршни мелких конфет, которые он через окно раздавал детям. Окно было в первом этаже, и дети, привстав на цыпочки, получали эти конфетки". На первом же этаже, но только с противоположной стороны и в самом конце двора находились окна квартиры, где жила семья Моисея Марковича. И тут я, наконец, подхожу к тому анекдоту, случаю - называйте, как хотите, - который я собираюсь вам рассказать. И поверьте, в том, что он - этот анекдот или случай произошел, не в последнюю очередь виновата была устоявшаяся за домом слава - конспиративного".

(Продолжение следует.)


К оглавлению номера Подшивка О газете