Часть 4.

ОДЕССКИЕ ТРАМЫ И ДРАМЫ

Ровно сто лет тому назад в Одесском художественном училище по классу академика К. Костанди учились три друга, "три мушкетера" - Исаак Бродский, Степан Колесников и Митрофан Мартыщенко, будущий М. Греков. Был у этой дружной троицы и свой д'Артаньян - Давид Бурлюк, который, правда, на одном из последних курсов отправился не за подвесками королевы в Лондон, а за футуристической славой поэта в Москву. Однако и после этого друзья поддерживали между собой дружеские и творческие отношения, о чем свидетельствует хотя бы два портрета сестры Бурлюков... Тут мы прервемся и, пропустив с десяток лет, перенесемся с вами сразу в год 1910-й - на выставку группы художников "Треугольник", что состоялась в Петербурге. Побывавшему на той злополучной выставке Петру Петровичу Потемкину (1886-1926) - поэту - юмористу и сатирику, эмигрировавшему после революции за границу, та выставка явно не понравилась и он написал по поводу ее четыре довольно злые "шутки", посвятив две из них произведениям братьев Бурлюков:

В. БУРЛЮК

("Моя сестра")

Коль у тебя фантазия востра -
Взгляни-ка на портрет "Моя сестра"
И объясни, чем разнится от бурдюка
Сестрица Бурлюка?

Д. БУРЛЮК

("Зимняя баня")

Пальцем, выпачканным в сажу
(В бане не был я давно,
Я все мажу, мажу, мажу
Терпеливо полотно.
И нечистый плод исканий
Называю "Зимней баней".

Такие вот сердитые эпиграммы. Что ж, если говорить по большому счету, то и на самого Петра Петровича тоже вешали собак, причем не в переносном, а в прямом смысле: газета "Петербургский листок" 18 августа 1908 г. в разделе "События петербургского дня" сообщила, что в доме книготорговца Г. М. Попова журналисты и писатели натравливали собак на кошек. В числе "кошкодавов" назывался и П. П. Потемкин. Вот так-то! Впрочем, справедливости ради надо отметить, что сотрудниками сатирического журнала "Сатирикон" (1908-1914) наряду с Потемкиным были А. Аверченко, В. Князев и Саша Черный. Это говорит, конечно, и о потемкинском поэтическом реноме. Но вернемся к Бурлюкам-художникам. Бурлюки - фамилия не лишь в Одессе известная. Особенно "вселенски" известен живописец и поэт-футурист Давид Давидович (1882- 1967), родившийся в Украине и умерший в Америке в окружении многочисленного семейства. Именно он, будущий чадолюбивый отец, соблазнил Владимира Маяковского футуризмом в стенах Московского Строгановского училища, куда - как мы уже говорили - перевелся из Одессы. Бурлюк Владимир Давидович (1886-1917) стал художником- кубофутуристом. Именно он - по словам "злого" эпиграммиста Петра Потемкина - изобразил свою родную сестру Лидию Бурлюк в шаржированном, непрезентабельном виде. Я смею утверждать, что был еще по крайней мере один портрет Лидии Бурлюк, исполненный вполне в реалистичной манере одним из близких Бурлюкам художников. Но чтобы узнать имя этого живописца, нам надо вновь сесть в Трамвай Воспоминаний и перенестись в Одессу конца прошлого-начала нынешнего века. Принято считать, что "в карете прошлого далеко не уедешь"... Позвольте с этим не согласиться. И не только потому, что ретро нынче в моде, и даже сама Тамара Гвердцители предпочитает старинный "Бьюик", как пишет "Р "П-ф", всем другим авто. Во всяком случае в Одессе это котируется сегодня и - уверен - будет котироваться всегда. А у нее есть вкус. В этом вы могли бы убедиться и, скажем, в 1935-м году, если бы вдруг приехали на трамваях NN 1, 11, 32 на улицу Короленко, 5, бывшую до революции Софиевской, где, кстати, в бытность Давида Бурлюка в Одессе жили студенческой коммуной Исаак Бродский, Степан Колесников и Митрофан Мартыщенко-Греков. Так вот, если вы сядете, как раньше говорили, в одну из трех марок и доедете до Короленко, 5, то очутитесь в Народном художественном музее, то бишь в нынешней картинной галерее шестидесятилетней давности. В будущем году музею исполнится 100 лет, а тогда - с 1921 года - в отделе "Мистецтво капiталiстично[ формацi[" вы могли бы увидеть Бродского и Д. Бурлюка, О. Пастернака и Френца, Шильдера и Шлейфера, и проч., и проч., и проч. А под каким идеологическим соусом-"формацией" вся эта неизбывная прелесть представлялась, так ли уж важно? Зато позже - в послевоенные годы - формации-то остались, а, скажем, любезный нашему сердцу и взору Давид Бурлюк исчез. И нынче его нет в богатой, конечно, экспозиции Одесского художественного музея. А как же с портретом сестры Бурлюков напомнит мне внимательный читатель. Весной 1902 года, незадолго перед тем, как расстаться насовсем со своими соучениками, Давид приглашает их в имение Золотая Балка Херсонской губернии. Отец Бурлюков курировал Крестьянский банк, что имел дела и с крестьянами, и с бывшими помещиками, и случилась такая оказия - пожить в бывшем помещичьем имении некой генеральши Свечиной. Там Исаак Бродский и написал первый, вполне реалистичный портрет сестры Бурлюков Лидии. А затем Исаак стал "придворным" кремлевским художником, бывший казачок с Дона Митяй - художником-баталистом, а Степан вынужден был вообще покинуть "немытую Россию", так же, как и Бурлюки. Вот вам и драмы - одесские, украинские, общечеловаеческие. Они нас и до сего дня терзают - не мытьем, так катаньем. Или, как говорят украинцы: не ки]м, то палицею.

Анатоль ШАХЛИЕВИЧ.


К оглавлению номера Подшивка О газете