ОТ ЛЕВКИ ЗАДОВА ДО НИКОЛАЯ ГЕФТА,

от одиозной фигуры Семена Дукельского до друга Маяковского Валерия Горожанина, от "крутого чекиста" Леонида Заковского до "погибшего смертью храбрых в борьбе с руководством Союза писателей" Дмитрия Медведева, от... Впрочем, хватит перечислений: все названные уже имена и еще ряд других в той или иной мере знакомых одесситам (да и не только одесситам) старшего поколения (следовало бы написать - печально знакомых) вы найдете в книге известного одесского писателя-журналиста Феликса Зинько "КОЕ-ЧТО ИЗ ИСТОРИИ ОДЕССКОЙ ЧК".

Судя по названию, автор не претендует на полноту освещения одной из самых темных страниц (темных хотя бы в силу засекреченности) советской истории. Но тем не менее в книге вы обнаружите немало "сенсационного" материала. Сенсационного - не потому, что описанные события и характеры выпадают из обыденности (наоборот, в обыденность тех "окаянных дней" они вписываются вполне органично), а потому, что мы, не приобщенные к бумагам с грифом "СС", кое о чем знали только понаслышке, кое о чем догадывались и кое-что лишь читали в работах других авторов.

Не ограничивая себя только описанием работы своих "героев" в Одесской ЧК, автор прослеживает их биографии и "бурную деятельность" и вне Одессы. Таким образом, в ткань повествования вплетаются судьбы многих известных читателям лиц - жертв и пособников, друзей и врагов персонажей книги.

Очерки писались, видимо, в разные периоды, по мере накопления материала, да и отношение автора к героям разных очерков - разное, поэтому и стилистически резко отличаются одна от другой отдельные главы.

И действительно, ну как писать одним языком и в одном настроении о Н. Гефте, В. Тихонине и В. Бурзи ("Продолжение легенды") и о Семене Дукельском ("Тапер"), о котором Ф. Зинько не привел и сотой доли бытующих среди кинематографистов и моряков легенд.

И еще о литературных достоинствах книги. Когда-то много, очень много лет назад написал Феликс Зинько небольшой рассказ (он, кажется, не был опубликован) "Яблоко Ньютона" - это яблоко, как выяснялось в развязке, было "яблоком Евы", то есть яблоком искушения. Мне всегда казалось, что искушение чисто художественной прозой всегда тлело в душе Зинько, но победила "сила тяготения" фактов. От этих двух начал и родилась та художественная ценность подаваемого автором фактического материала, которая позволяет с полным правом звать его ПИСАТЕЛЕМ- ЖУРНАЛИСТОМ.

Елена КОЛТУНОВА.


К оглавлению номера Подшивка О газете