7 ЛЕТ - СОЮЗА НЕТ

19 августа - дата "знаковая", и тем не менее, когда я попросил своих знакомых припомнить, чем это число примечательно, то столкнулся с их искренним удивлением. А ведь совсем еще недавно, каких-то семь лет тому назад, этот день стал поворотным в судьбах всего мира. 19 августа 1991 года вошел в историю как день ГКЧП. В этот день в Москве находился известный одесский фотохудожник Дмитрий ЗЮБРИЦКИЙ, волею судьбы оказавшийся в эпицентре событий. Вот что он вспоминает семь лет спустя...

- В середине августа 1991 года в Москве проходил всесоюзный семинар фотохудожников. Утром я собирался пойти на очередное занятие, как вдруг услышал по радио, что вводится чрезвычайное положение. Семинар, естественно, отменили, и мы собрались идти за билетами домой. И тут кто- то сказал, будто у Белого дома собираются сторонники Ельцина. Я пошел туда. Увидел танки на улицах Москвы, большое количество солдат. Возле Белого дома строились баррикады.

Я ходил среди этих людей, вглядывался в их лица и понял, что уйти отсюда не смогу. Хотя была мерзкая погода, шел дождь, было холодно, но меня уже втянула эта атмосфера общего подъема, сопротивления.

Никакой информации о происходящем, кроме официальной правительственной, не было. Говорили, будто у Белого дома собрались пьяницы, наркоманы, уголовники. Меня это страшно возмутило, потому что таких одухотворенных лиц как там я никогда не видел и, боюсь, больше никогда не увижу. Эти люди верили! И готовы были за свою веру идти на смерть.

Так я ходил и снимал до позднего вечера, а ранним утром следующего дня снова пришел к Белому дому. Там стояли заслоны, не пускавшие никого, даже иностранных корреспондентов. А у меня было с собою удостоверение члена Союза фотохудожников СССР, и я убеждал, что мне нужно происходящее запечатлеть не для газеты, а для истории. И уговорил, пропустили.

Единственной радиостанцией, передававшей правдивую информацию, была "Эхо Москвы". Возле Белого дома, на Москве- реке стояли баржи, через которые громкоговорители транслировали передачи этой станции. И вот 21-го, где-то к обеду, передали, что танки уходят, Горбачева полетели освобождать. Словом, победа! Все радовались, целовались, на трибуне появился Ельцин, его окружали бронированными щитами. А я в этот вечер уехал домой, потому что и так домашние сильно волновались...

Когда я приехал в Одессу, у меня тут же выхватили эти снимки и опубликовали. Чуть ли не все газеты. А потом один журналист посоветовал мне публикации послать в Верховный Совет Российской Федерации, что я и сделал. И забыл об этом.

Как вдруг приходит конверт с наградным листом и предложением заполнить его для награждения медалью "Защитник Белого дома". Спустя некоторое время приехал из Москвы корреспондент одной из газет и привез мне эту медаль. Потом оказалось, что я чуть ли единственный на всю Украину, кто награжден этим отличием.

Записал Александр ГАЛЯС.

На фото Дмитрия ЗЮБРИЦКОГО: так выглядела Москва 19 августа 1991 года.


К оглавлению номера Подшивка О газете