Михаил РЫБАК
28. ПЕРЕПРАВА, ПЕРЕПРАВА...
В то время как летом 1978 года вводили в строй первую очередь припортового завода, в противоположном направлении и тоже примерно в 30-ти километрах от Одессы кипела еще одна стройка века - паромная переправа. Строились причалы для больших паромов, которые будут перевозить десятки железнодорожных груженых вагонов из Ильичевска в болгарский порт Варну. Весной мощные бульдозеры расчистили площадку для строителей у берега Сухого лимана, в то время как противоположный берег был уже действующим Ильичевским портом.
Той же весной я опубликовал свой первый фоторепортаж со стройки, которую впоследствии посещал не реже одного раза в месяц, вплоть до окончания работ и отправки в рейс с первого парома.
Совместное с болгарами строительство паромной переправы должно было сыграть важную роль в экономике двух дружеских стран, которые намеревались и эксплуатировать морскую дорогу совместно.
Одновременно с возведением причалов, где трудились гидростроители и водолазы, в степи за селом Большая Аккаржа прокладывалась железнодорожная ветка к переправе. Мне этот участок был особо интересен, ибо укладку рельсов на только что выложенные шпалы до тех пор видел только по телевизору, когда показывали знаменитую всесоюзную стройку БАМа. И вот уже все рядом: пахнущие свежей смолой шпалы, путеукладчик, поднимающий и укладывающий на эти шпалы одновременно несколько метров рельсов, которые затем закрепляются рабочими до полной надежности, ибо по этой веке пройдут груженые железнодорожные составы. Инженеры, техники делают замеры, контролируют надежность стыковки рельсов. И так укладываются десятки, сотни метров, и с каждым днем путеукладчик все ближе к строящемуся причалу. И я уже могу одновременно в один день бывать на обоих строительных участках. Присутствовал я и во время пробного проезда по новой ветке дрезины, затем небольшого состава с пустыми вагонами.
К осени широкий причал, с двух сторон которого должны были швартоваться паромы, был готов. А в нескольких десятках метров от его торца вырастала каменная кладка высокой башни, в которой разместился во временем ЦПУ - центральный пульт управления. Из его операторской через стеклянную стену сверху хорошо видны одновременно оба парома, ведущая к парому железнодорожная ветка, весь процесс загрузки паромов вагонами. Наконец, первый из заказанных в Югославии паромов, отшвартовался у свежеиспеченного причала. Капитан советского парома Анатолий Якутин оказался родным братом прекрасного московского фотожурналиста Леонида Якутина, и мы сразу нашли общий язык. Вот уже 20 лет водит капитан Якутин Герои Шипки по проторенной им же морской дороге из Ильичевска в Варну. Вслед за первым пришел и второй советский паром - Герои Плевны. Болгарские паромы по решению идеологов двух дружеских стран носят имена советских городов: Герои Одессы и Герои Севастополя.
В день торжественного открытия паромной переправы причал и прилегающую с суши территорию заполнили сотни людей: строители, жители окрестных населенных пунктов, делегации трудящихся одесских и ильичевских предприятий с лозунгами, красными знаменами. Они ожидали начала праздничного митинга, на который приехал из Киева сам первый секретарь ЦК компартии Украины В. В. Щербицкий, а из Софии - один из секретарей болгарской компартии. А вместе с ними, разумеется, все первые, вторые и другие лица одесских партийных органов, Черноморского пароходства, Советов. После обмена речами и комплиментами В. Щербицкий и его болгарский коллега под звуки оркестра перерезали ленточку, а два передовых строителя выбили условный клин из-под рельсов, освободив дорогу первому груженому железнодорожному составу, который принял на борт Герои Шипки.
В моем фоторепортаже и я, и редактор считали центральным снимком тот, где Щербицкий перерезает ленточку, ибо это пик открытия переправы, конечный результат ударной стройки. И снимок был живой, зрелищный, несмотря на его, казалось бы, официальность. Но тут поступил звонок по вертушке из обкома партии, после которого редактору оставалось только выругаться с досады. Оказывается, ему приказали публиковать фотографию с изображением Щербицкого, но только присланную из республиканской фотохроники РАТАУ, и ни в коем случае не публиковать снимок местного фоторепортера. А коллега из РАТАУ во время события стоял рядом со мной и запечатлел тот же момент. Только пока он отправил в Киев негатив, да пока там размножили отпечатки, чтобы разослать во все области Украины одинаковые фотографии, нам в Одессе пришлось перенести публикацию важного материала в один из последующих номеров газеты. Так самодурство вышестоящих партийных органов лишило газету оперативности, а уж о фоторепортерах говорить не приходится: могут ли с нами считаться люди, обличенные неограниченной властью над людьми?
На фото автора: апрель 1978 года. В степи под Одессой укладка железнодорожной ветки к паромной переправе.
К оглавлению номера | Подшивка | О газете |