КАКОЙ БАЗАР!

Полемические заметки о фестивале Славянский базар (Окончание. Начало в N 56.)

В предыдущей публикации автор указывал на некоторые странные нелогичности фестиваля Славянский базар. Продолжая тему, автор предлагает свою версию такого хода событий.

ЧТО ПРОИСХОДИТ НА СВЕТЕ? А ПРОСТО БАЗАР...

Устроители Славянского базара, формируя одесскую часть фестивальной программы, совершили несколько ляпов, для профессионалов совершенно непостижимых.

Ну кто, скажите, находясь в трезвом уме и здравой памяти, проводит открытие фестиваля в тот же день и час, что и концерт Аллы Пугачевой?!

Кто концерты Виктора Павлика и Территории ДАНС, одесситам заведомо не интересные, ставит на 23 часа, да еще в таких огромных залах, как Театр музкомедии и Дворец спорта?! Понятно, чем это окончилось: в шеститысячном Дворце спорта едва набралось три десятка зрителей, а на В. Павлика продали аж 3 (три!) билета.

Неужели было изначально не ясно, что поклонники Лили Ивановой, пребывающие по большей части в пенсионном возрасте, никак не пойдут на концерт, который заканчивается к часу ночи?! Не говоря уже о том, что у них попросту нет тех 30-40 гривен, которые необходимо выделить на приобретение билета.

Кстати, ценовая проблема стала одной из решающих причин малого количества зрителей на фестивальных концертах. Если поклонники Филиппа Киркорова еще могут позволить себе покупать билеты от 60 до 200 гривен, то уже за Александра Малинина или Сергея Захарова мало кто согласился давать и половинную сумму. Вот и получилось, что на Малинина продали меньше 150 билетов, а о сборах С. Захарова и говорить неудобно, учитывая прекрасное его выступление.

То же самое, но еще в большей степени касается концертов украинских звезд, на которые в конце концов зрителей уже препроваживали обычными советскими методами - по системе бесплатных культпоходов, что позволяло хоть как-то заполнить огромные залы.

Интересно, что пресс-атташе Славянского базара г-н Соколовский, еще в апреле месяце утверждавший, ничтоже сумняшеся, что фестиваль - это серьезный приток капитала, приносящий, кроме того, моральные дивиденды простым зрителям, через пару дней после начала заговорил совершенно по-иному. Отвечая на вопросы корреспондента одной из одесских газет, г-н Соколовский не смог отрицать того, что фестиваль не обеспечивает наполняемости залов, однако он счел этот факт несущественным: главное ведь, что артисты поют на весь мир: в телекамеры, перед миллионами. Правда, в таком случае возникает законный вопрос: а зачем вообще было огород городить, перед камерами можно петь и в студии!

Я привел только несколько фактов, а ведь число их можно множить и множить. Но, и так ясно, что ГОРОДСКОГО праздника не получилось. Почему? Неужели устроители оказались такими бездарными организаторами, что не смогли просчитать наперед то, что было совершенно очевидно любому, кто мало-мальски знаком с концертно-фестивальной ситуацией в Одессе? Нет, в непрофессионализме их не обвинишь. Да и как мог не знать ситуацию украинской эстрады заслуженный деятель искусств Украины, один из ведущих мастеров песни композитор Александр Злотник, являющийся вице-президентом Славянского базара?!

Но все дело в том, что на самом деле организаторы эти ставили перед собой совершенно иные задачи, чем декларировались ими же...

ДЛЯ КОГО? ДЛЯ ЧЕГО?

Разумеется, у меня нет документальных оснований утверждать так. Однако сказано в Библии: По делам их узнаете их... А дела эти весьма красноречивы.

В принципе, любой фестиваль предполагает тусовку некоторого количества деятелей искусства и примкнувших к ним представителей бизнеса и масс-медиа. Но одно дело, когда таких людей 100-120, как, скажем, на кинофестивале Золотой Дюк, и совсем иное, когда их число приближается к двум с половиной тысячам, как это было на Базаре. Одна только режиссерско-постановочная группа включала в себя 144 человека! И все они поились-кормились за спонсорские деньги. Маленькая, но красноречивая деталь: всем участникам и гостям фестиваля выдавались каждый день по 7 т. н. васильков, которыми можно было в определенных заведениях общепита рассчитываться вместо денег. Один такой василек был эквивалентен одной гривне. Несложный расчет показывает, что только лишь на эти цели было потрачено свыше 120 тысяч гривен (это при том, что кормили бесплатно). Да на одни эти деньги можно было провести несколько бесплатных концертов для одесситов. Между прочим, первоначально фестиваль планировался именно как гигантское БЕСПЛАТНОЕ зрелище, основные акции которого проходят на Потемкинской лестнице. Однако сменилась власть, и тут же изменилась концепция фестиваля. Прямо скажем, не в лучшую сторону.

Директор Славянского базара г-н Винников и его соратники будут, конечно, утверждать, что они сделали городу громадный и неоценимый подарок и страшно помогли нашему Президенту в укреплении его имиджа как покровителя искусств. Президенту они как раз скорее повредили, а что касается города...

Есть такая хорошая поговорка: Избави меня, Бог, от друзей, а от врагов я и сам избавлюсь. Так вот, избави, Бог, Одессу от ТАКОГО Базара, а свои фестивали мы уж как- нибудь и сами проведем. Может быть, не такие шумные, зато куда более важные и полезные для развития культуры в нашем городе.

Боюсь, правда, что Господь услышит эту молитву не ранее 2000 года. Почему? Да потому, что в 1999-м предстоят президентские выборы и нет никакой гарантии, что Леониду Даниловичу вновь не навешают лапшу на уши...

Александр ГАЛЯС.


К оглавлению номера Подшивка О газете