Михаил Рыбак

Записки фоторепортера

26. РЕКЛАМА - ДВИГАТЕЛЬ?..

Советские люди знали, что есть такая фраза - реклама - двигатель торговли, но никогда не понимали ее смысла, ибо в нашей стране ничего не нужно было рекламировать: покупателей было всегда больше, чем товаров. А уж о выборе товаров по вкусу и речи быть не могло. То, что называлось товаром, мы не покупали, а ДОСТАВАЛИ. То ли в очередях, то ли через знакомых, а иной раз и с переплатой. И когда несравненный Аркадий Райкин в одном из своих монологов говорил, что продавец мяса сидит в последних рядах концертного зала совсем как простой инженер и это безобразие, такую шутку могли понять только советские люди.

Впрочем, была и у нас реклама. Чаще всего - бессмысленная. Как, например: ЛЕТАЙТЕ САМОЛЕТАМИ АЭРОФЛОТА! Как будто был выбор, другая, скажем, авиакомпания. Или такие же огромные щиты, как у Аэрофлота, но уже другой государственной компании - сберегательных касс. Они проповедовали: ХРАНИТЕ ДЕНЬГИ В СБЕРЕГАТЕЛЬНОЙ КАССЕ или: БРОСЬ КУБЫШКУ - ЗАВЕДИ СБЕРКНИЖКУ. В итоге прогадали именно те граждане, которые завели сберкнижку.

В Аэрофлоте все было прекрасно, пока не с чем было сравнивать. Но когда мне предстоял перелет из Москвы в Дели, и рейс совершал пассажирский лайнер ТУ отечественной постройки, но принадлежащий индийской авиакомпании, казалось, что мы попали в другой мир. Стенки салона оклеены моющимися обоями, усеянными силуэтами слоников, в спокойной для глаза зеленоватой тональности. Вместо спертого воздуха, к которому мы привыкли, в воздухе витает легкий успокаивающий аромат. Расстояние между креслами нормальное для того, чтобы расслабиться, отдыхать. А как вышколены стюардессы. На протяжении 8-часового полета они готовы были удовлетворить просьбу каждого пассажира - то ли тебе прохладительные напитки, то ли кофе, чай - в любое время. Возвращались мы в Москву точно таким же ТУ, только аэрофлотовским. Любезно встречала у трапа родная стюардесса, но как только сели в кресла, поняли, что ноги девать некуда - казалось, расстояние между рядами рассчитано на лилипутов. Зато немного увеличено количество мест. Через часок после вылета стюардесса подошла ко мне с полулитровой бутылкой лимонада, извинившись, произнесла:

- Это последний рейс нашей бригады и кроме лимонада ничего не осталось. И стаканчики закончились. А эта бутылка на двоих, вы уж извините.

Рядом со мной сидела интеллигентная, судя по внешнему виду, индианка. Мне показалось, что она и по-русски понимает, потому что, улыбнувшись, показала, как мне следует пить лимонад из горлышка (весь, до донышка), а сама вынула из сумки баночку кока-колы. Запаслась, значит, не впервые летает самолетами Аэрофлота. Замечу, это было очень давно и, думаю, нынче все изменилось к лучшему.

В 60-70 годы мне пришлось побывать во многих капиталистических странах. Тогда я начал понимать, какую роль отводят рекламе капиталисты. Как только они ни изощряются, чтобы обратить внимание на свой товар. К изобретению рекламы привлекаются самые талантливые творческие силы. Чего только они ни придумывают!

На одной из небольших площадей английской столицы рядом с рекламной афишей нового кинобоевика почти половину стены многоэтажного здания занимал издалека заметный щит, на котором красовался человек с двумя кружками пенящегося пива в каждой руке, с лицом и широкой улыбкой Хрущева. И рубашка под пиджаком с украинской вышивкой, и звездочка золотая на груди. И никаких подписей, только название пивной фирмы на кружках. Знай, мол, кто пьет наше пиво. Видимо, в то время англичане в рекламных плакатах использовали очень запомнившиеся, постоянно мелькающие перед всеми лица. На лондонском железнодорожном вокзале висел плакат, на котором человек с лицом премьера Франции покупал билет на скоростной поезд, а на другом щите в центре Лондона брился бритвой Жиллетт сам президент США. А где-то рядом среди прохожих медленно шел по тротуару человек, несущий на спине и груди щиты, исписанные красочно, крупно. Я сделал снимок и впоследствии отправил его на международный фотоконкурс газеты Правда под названием человек- бутерброд. После публикации на первой странице самой серьезной газеты партии я даже получил диплом и звание лауреата конкурса, ибо расценивался снимок прежде всего с политической точки зрения: вот, мол, во что превращается человек в капиталистическом обществе, где человек человеку волк. На самом же деле это была обычная ходячая реклама мебели, и я, оказывается, невольно оказал мебельной фирме огромную услугу, ибо Правда выходила многомиллионным тиражом и распространялась во всех странах мира.

На всем протяжении 30-киллометровой трассы от Лас- Пальмаса до города Арукас на Канарских островах по обеим сторонам дороги на расстоянии 500-800 метров друг от друга стоят огромные рекламные щиты. Рекламируются жвачка, моющие средства, все, что необходимо или почти не нужно. Часто реклама казалось бы ненужное делает остро необходимым, ибо люди остаются людьми, а значит, их можно соблазнить, увлечь, просто заинтересовать.

В скандинавских странах, часть территории которых заходит за Полярный круг, круглый год можно увидеть рекламу бананов, ананасов, любых экзотических южных плодов. Но это не просто красивые картинки, увеличенные до многометровых размеров. Все эти фрукты можно реально приобрести, и цены доступные. Только впервые увидев в Хельсинки двух девушек, поглощающих бананы, я удивился (откуда?), тем более, что стояла холодная глубокая осень. Оглянулся - рядом уличный овоще-фруктовый стол - и покупай на выбор. В продовольственных магазинах тогда же поразило, что рядом с прекрасными плодами апельсинов, мандаринов лежат совсем невзрачные на вид яблоки. Никакого товарного вида, но других нет, и финны покупают, потому что они, как многие народы цивилизованных стран, прежде всего думают о своем здоровье. А яблоки, как известно, весьма полезны. Но мне было непонятно, почему в замечательном супермаркете, где все продукты на подбор, продают эти невзрачные на вид яблочки.

- В это время года в нашей северной стране фермеры собирают урожай яблок. Это очень вкусные и полезные яблоки, но они по внешнему виду уступают испанским, итальянским. Государство помогает фермерам, и на какой-то период осенью увеличивается пошлина на ввоз яблок из-за рубежа. И это нормально. Нужно защищать своего производителя. - Так мне объясняли финны.

Недавно встретил старого знакомого, одного из ныне процветающих одесских предпринимателей, который на традиционный вопрос: Как дела?, ответил:

- Слава Богу, дела идут неплохо. Я даже отказался от рекламы, на которую раньше тратил массу денег. Тут я вспомнил разговор с солидным бизнесменом, обосновавшимся в АМЕРИКЕ лет 20 назад. Он рассказал о себе весьма скромно:

- Когда приехал, больше года работал лифтером в высотном доме, а жена нянчила чужих детей. Теперь у нас большой магазин, ресторан, а в прошлом году запустили рыбзавод с новейшим оборудованием. Отправляем рыбную продукцию в 20 стран. Нас уже знают, и всегда много покупателей в магазине, ресторан не пустует.

- Но я просматривал все русскоязычные газеты и в каждой огромное место занимает реклама твоих предприятий. И я подумал, что не хватает клиентов.

- Дорогой мой, - доверительно наклонившись ко мне, произнес Марик, - если я не буду постоянно давать красивую богатую рекламу, люди подумают, что дела мои очень плохи, а поставщики и конкуренты подумают, что я просто обанкротился. Извини, но у тебя советское мышление. Понимаешь, реклама нужна не только для привлечения клиентов, но прежде всего как доказательство благополучия фирмы.

И еще один разговор с нашим американцем запомнился мне. То был мой старый товарищ, который рассказал, что наконец устроился на работу в очень приличную фирму.

- Что значит очень приличная?

- Ну как тебе попроще объяснить? Вот самый понятный показатель: мы тратим на рекламу два с половиной миллиона долларов в год. Понял?

Да, я кажется очень многое понял...


К оглавлению номера Подшивка О газете