СРЕДЬ ШУМНОГО БАЛА,

отнюдь не случайно, в 1792 году был убит король Швеции Густав III. Этот исторический сюжет вдохновил многих драматургов и композиторов. Но в репертуарах театров остался лишь шедевр Джузеппе Верди - опера БАЛ- МАСКАРАД, премьера которой состоялась в Одесском театре оперы и балета. (Дирижер-постановщик - нар. арт. Украины Я. Скибинский.)

История создания 21-й оперы великого ломбардийца полна драматических событий. Правительство видело в ее сюжете политические намеки, и, идя на уступки цензуре, пришлось (как в свое время в Риголетто) понизить ранг героя от короля до губернатора Бостона, а также англизировать все имена. Но музыка и характеры остались не по англо- сакски страстными. В этой опере Верди достигает одной из своих вершин в богатстве мелодий, в накале музыкально- сценической драматургии. Партии главных героев Ричарда Варвика (нар. арт. Украины А. Капустин) и Ренато (нар. арт. Украины В. Тарасов) изобилуют красивейшими ариями. Партию Амелии на втором представлении исполняла засл. арт. Украины, лауреат международных конкурсов (в том числе и конкурса им. Чайковского) Т. Захарчук. Исполняла на итальянском, но выразительность ее пения и игры (при безупречных вокальных данных) были таковы, что слушатели воспринимали буквально каждое ее слово, каждый жест. Слушая Татьяну Захарчук, я невольно вспоминала, что второе название оперы было АМЕЛИЯ. О сценографии спекакля можно сказать многое. Заслуженный художник Украины Наталия Бовзенко-Зинкина создала не просто нарядный спектакль. Возможно даже, что ее пышные декорации больше соответствуют французским характерам персонажей, нежели новоанглийскому колониальному стилю. Главное в том, что она талантливо сумела подчеркнуть контрасты, заложенные в музыкально-сценической концепции оперы, где самые лирические и просветленные мелодии звучат в мрачных декорациях жилища колдуньи Ульрики, а нагнетающе-трагическая музыка - в роскошных интерьерах украшенного к балу дворца губернатора. Тот же контраст светлых и темных сил в написанном ею занавесе к спектаклю.

И еще. Казалось бы, музыка гениального итальянца - самодостаточна. Но режиссер-постановщик, заслуженный деятель искусств России и Казахстана Борис Рябикин нашел интересное и нетрадиционное решение, усиливающее воздействие музыки - это хореографические иллюстрации к увертюре, интерлюдиям, к некоторым ариям и сценам.

Елена КОЛТУНОВА.


К оглавлению номера Подшивка О газете