КАК УВЕЛИЧИТЬ ГОРОДСКОЙ БЮДЖЕТ В НЕСКОЛЬКО РАЗ

Недавняя публикация в нашей газете интервью с автором книги Экономика шоу-бизнеса Сергеем Христенко вызвала серьезный интерес читателей. Характерно при этом, что люди не только интересуются личностью автора и высказывают свое мнение по поводу его оригинальной концепции, но и задают вопросы по актуальным проблемам экономики. Из них едва ли не самый распространенный: как сделать так, чтобы городской бюджет пополнялся стабильно и в достаточных размерах? Тема эта особенно актуальна в свете недавних выступлений и. о. одесского городского головы. Сергей Сергеевич ХРИСТЕНКО согласился поделиться с нашими читателями своей точкой зрения на эту чрезвычайно верную проблему.

Если обратиться к истории, то в Древнем Риме размер налога определялся исходя из необходимости получения аналогичной суммы в следующем году. Этот критерий использовался многие сотни лет в Римской империи. В наше время этот критерий полностью забыт. Выколачивание денег любой ценой приводит к сокращению производства, увеличению числа безработных и т. д., с одной стороны; с другой, невозможно увеличить бюджет по отмеченной причине.

Рассмотрение этой проблемы в традиционном аспекте затрудняет нахождение путей выхода экономики из тупиковой ситуации, на нее необходимо взглянуть нетрадиционно.

Развитой социализм приучил нас к иждивенческому образу жизни за счет бюджетных средств.

Сейчас все поменялось. Иждивенческий образ жизни должен быть заменен на другой, который существует во всех цивилизованных странах. Он продиктован необходимостью честно зарабатывать деньги в условиях разумной налоговой политики. Такой стиль должен стать нормой жизни не только для рядовых тружеников, но и для городских и областных администраций, которые, выступая на рынке в качестве субъектов предпринимательской деятельности, как и любые другие его субъекты, должны придерживаться этого стиля, пополняя бюджет коммерческими поступлениями.

В экономически развитых странах мэрии городов, кантонов широко участвуют в предпринимательской деятельности: вкладывая средства бюджета в акции компании, получают доходы, продают и покупают недвижимость, земельные участки, не забывая при этом выполнять свои основные функции.

В наших условиях административно-территориальные субъекты предпринимательской деятельности должны проанализировать, какие направления, какие экономические формулы пополнения бюджета жизнеспособны сейчас, на данном этапе. Почему бы, например, горисполкому или облгосадминистрации не участвовать в:

1) переработке зерна на муку - на 1 гривну затрат 50 коп. чистого дохода;

2) муки на макаронные изделия - на 1 гривну затрат 1 гривна чистого дохода;

3) розливе минеральной воды Куяльник в ПЕТ-бутылку - на 1 гривну затрат 2 гривны чистого дохода;

4) закупке и поставке виноматериала на завод шампанских вин и участвовать в доходах от реализации его, например, в России.

Если все это рассмотреть не в единичном аспекте, а в десятках и сотнях тысяч килограммов, литров, то результаты будут астрономические.

Таких направлений много:

1) пиво-безалькогольное производство;

2) мукомольная, макаронная, хлебопекарная промышленность;

3) ликероводочное и коньячное производство;

4) розлив сухого и крепленого вина;

5) производство подсолнечного масла, маргарина и упаковка этих продуктов;

6) дрожжевое производство;

7) хранение зерна под 10 % от его объема за три месяца;

8) производство майонезов, соусов, кетчупов;

9) расфасовка сыпучих продуктов питания.

В этих схемах интересна не только величина подъема денег, но и вся цепочка получения выручки - от источника сырья, поля до потребителя. По этой схеме работают многие фирмы на Западе. Так почему же не использовать опыт организации производства английского, итальянского, французского и других народов по переработке сельхозпродукции у нас?

Сейчас многие высокорентабельные предприятия являются акционерными обществами. Можно осуществить инвестиции бюджетных средств райгосадминистрации, горисполкома, облгосадминистрации, приобретая акции этих предприятий. Кроме этого, необходимо организовать совместные предприятия, и на этом основании инвестировать средства в сырье, в объеме, необходимом для увеличения выпуска конкурентоспособной товарной продукции в несколько раз. При этом инвестированные в начале месяца средства из бюджета вернутся в него в конце месяца, но уже в удвоенном или утроенном количестве.


К оглавлению номера Подшивка О газете