АВТОМОБИЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ XXI ВЕКА

В западной Японии, окруженный 30-метровым поясом зеленых насаждений, с собственной электростанцией и комфортабельным рабочим поселком Мазда Фрере Кивине, с гимнастическими залами, кафетериями, частными квартирами для рабочих, за короткое время вырос новый автомобильный завод Хофу - завод XXI века.

Основная цель, которая ставилась перед создателями передовой прозводственной линии Хофу, - выпуск высококачественных моделей выше среднего уровня, гибкость производства, сохранение ресурсов, экологии и сокращение рабочей силы в Японии.

В Хофу на всех линиях штамповки широко представлены 5200- тонные и 4000-тонные подвижные прессы, обеспечивающие высококачественную интегрированную штамповку больших деталей из одного полотна. Такие прессы позволяют изготавливать боковые рамы, крылья, капот, внешние и внутренние панели кузова. Все материалы поставляются на завод в виде рулонов, затем раскатываются на специальной линии и прессуются, за короткое время превращаясь в готовые детали. Причем новые линии построены с возможностью смены типа штамповки.

В цехах сборки кузова в Хофу линии позволяют собирать до 12 различных моделей автомобилей. Кроме того, линия расчитана на изменения в конструкциях моделей уже в ходе выпуска - с помощью смены программы, а также на изменения количества моделей, что дает мобильность, постоянный уровень качества автомобилей и снижение их стоимости. На линии сборки работает около 200 роботов, сварка и сборка больших деталей полностью автоматизирована, и это намного снижает затраты по рабочей силе. После кузов идет в цех покраски.

Как известно, Мазда обладает Hi-Reflex Coating - высокоотражающим покрытием, которое может применяться на всех машинах для достижения зеркальной поверхности автомобиля, насыщенного глубокого цвета, устойчивости к царапинам и кислотным дождям. В цехе окраски Хофу работают около 100 роботов, которые используются для улучшения качества и работ в цехе горячей сушки. Места ручной работы отделены от сушильной печи, а источник жара изолирован от рабочих - таким образом, в отличие от традиционных окрасочных цехов, Хофу обеспечивает более комфортабельные условия для человека.

Окончательная же сборка происходит на Simple Base Line - простой базовой линии, которая почти вдвое короче традиционных. Детали формируются в собранные узлы на субсборочных линиях, где, кстати, возможны внесения поправок по сборке 12 моделей - в зависимости от того, какая из них собирается в данный момент. Также в цехе Хофу заработала первая в мире линия для сборки разных видов моделей передне- и заднеприводных автомобилей. А время и стоимость производства моделей могут быть уменьшены простой перестановкой субпалет и перепрограммированием около 40 роботов.

Отдельные рабочие места завода связывают высокоскоростные компьютерные Lan-сети, разрешая постоянный обмен информацией между рабочими на линии и инженерно-техническими службами. Паровой турбинный генератор при работе собирает излишки энергии и использует их в периоды высокого потребления, собственная станция обеспечивает производство электроэнергией на 90 %.

Всего же два завода в районе Нишиноура в первый год работы собрали около 400000 автомобилей Мазда, выпуская такие модели, как 4-дверный седан, 5-дверный хэтчбэк и вагон MX-5, 626 MS-6, ANFITY MS-8, 4-дверный седан XEDOS, 626, EUNOS 500.

Материал подготовил Е. ЖАКОБ.


К оглавлению номера Подшивка О газете