Из каких только осколков и черепков, кусков кремния и обломков железа, берест и глиняных табличек, не говоря уже о свитках пергамента или тем более о печатных документах и объемистых мемуарах, складывается история человечества. И даже детские игрушк и, особенно куклы, могут дать довольно полное представление о развитии общества.
Это вообще-то вполне очевидное положение и легло в основу концепции выставки ИГРУШЕЧНЫЙ МИР, открытой в Одесском археологическом музее. Ретроспективная экспозиция охватывает период от IV тысячелетия до н. э. и до наших дней. От времен палеолита до эры электроники. От того периода, когда игрушка была моделью окружающего мира, ритуальным символом и оберегом, до дней сегодняшних, когда в ней сосредоточились электронная эстетика, религия, мироощущение и упования современного закомпьютеризированного человека.
Экспозиция ведет нас от трипольской игрушки, насчитывающей 5 тысячелетий (украинская культура), через детский (и взрослый!) мир Древнего Египта; демонстрирует нам совершенство игрушечной скифской повозочки из младенческого погребения V века до н. э. (таких повозочек во всем мире хранится лишь 3 экземпляра); затем переносит посетителей в мир греческих причерноморских переселенцев - в мир их игрушек, погремушек, сосудов-рожков и даже... кукольного театра марионеток, напоминая об истине: всю основную и нформацию и навыки человек приобретает в детстве, и затем распространяя эту истину на человечество в целом помогает осознать, что игрушка, также, как колесо (а впрочем, намного ранее колеса), была открыта в период, когда человечество переживало еще свое детство.
Но Запад есть Запад, Восток есть Восток - японская игрушка насыщена символикой и вроде бы этнографически резко отличается от европейской. Однако приходится признать неправомерность продолжения киплинговских строк: как же вместе им не сойтись, ко гда вот же они - предки наших матрешек и неваляшек - японские КОКЕСИ и ДАРУШИ, перенесенные на российскую почву купцом Н. Малютиным.
Собственно в России куклы в привычном для нас виде появились довольно поздно. До возникновения завода Дунаевского (нач. XX века) аристократические куклы с очаровательными фарфоровыми личиками привозились из-за границы.
Зато в витринах, где царствует народная игрушка - дымковская, архангельская, филимоновская, крутецкая - пиршество форм, красок, материалов.
Кстати о материалах: есть в экспозиции удивительные игрушки, сработанные в недоброй памяти ГУЛАГе из... хлебного мякиша(!)
Но вернемся собственно к куклам - фарфоровым, целлулоидным, тряпичным подобиям живого человека. Экспозицию компановали не один год, в ней экспонаты из разных музеев и частных коллекций (очень интересна коллекция режиссера Киры Муратовой). Эти экспон аты удивительным образом отражают вкусы, моды, приоритеты, политику прошедших лет - куклы в бальных платьях, в крестьянской одежде, в пионерских галстуках и буденновках... Куклы с кукольными личиками, куклы с одухотворенным, более того, в душу проникающим взглядом (кукла в платочке из коллекции К. Муратовой). Немецкие куклы, тщательно выполненные с национальной дотошностью и обеспеченные мебелью и посудой.
Самодельная игрушка; Вальдорская игрушка, призванная (хотя и не столь агрессивно-навязчиво, как тамагочи) воспитывать в ребенке гуманное начало; театральная игрушка... Словом, сказать бы: что угодно для души, но... есть в экспозиции брешь. Нет в н ей одной игрушки являющейся объектом специального коллекционирования и даже отдельных выставок - нет оловянных солдатиков. Объясняется это тем, что устроители выставки хотели исключить из нее милитаристские мотивы. Если бы их можно было исключить из жизни!
Выставки кукол сейчас стали модны во всем мире. Похоже на то, что человечество в конце II тысячелетия прощается со своим наивным и теплым детством, на смену которому приходит мир серьезных, холодных и требовательных электронных тамагочи.
Елена КОЛТУНОВА.
К оглавлению номера | Подшивка | О газете |