2. Выпускникам, абитуриентам, студентам

ЗАВТРА ЭКЗАМЕН...

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА

У вас экзамен. Вы неплохо подготовлены и чувствуете себя бодро. Утром пролистали конспекты, выпили кофе, но пока еще не решили,

КОГДА ИДТИ ОТВЕЧАТЬ?

Вот несколько простых, но заслуживающих внимания советов по этому поводу. Если вы чувствуете, что знаете немного больше, чем на четыре, - идите в первой пятерке. У преподавателей существует стереотип - сильные идут первыми. Это поможет вам получить свои пять баллов. Идя за пятеркой, вообще стоит поторопиться. Наступает момент, когда преподаватель начинает задумываться: А не слишком ли много пятерок стоит в ведомости?... И вот пятерки кончаются. (Двойки и тройки обычно не кончаются, потому что начинаются гораздо позже). Если ваша мечта - четверка, лучше всего идти во второй половине потока. В первых рядах действительно обычно идут отличники. На их фоне вам, возможно, придется побороться и за тройку. Если вам нужна тройка, лучше всего идти в конце. К этому времени экзаменаторы уже утомлены, не расположены слушать долгих рассуждений, меньше задают дополнительных вопросов. Кроме этого, оставшись наедине с преподавателем, вы сможете сообщить ему о себе некоторые дополнительные сведения (любовь и интерес к предмету, невезенье и превратности судьбы, трудное детство) и рассчитывать на некоторое снисхождение.

КАК СПРАВИТЬСЯ С ПАНИКОЙ?

Легкое предстартовое волнение - это совсем неплохо, оно повышает эффективность интеллектуальных процессов. Но как быть с паникой? Что делать, если ваше волнение вам явно не на пользу, если вы не можете сосредоточиться, если перед глазами все плывет и в голове нет ни одной мысли? Возможно, вам помогут следующие приемы. Известно, что голос, поза, жестикуляция, мимика не только выдают состояние человека, но и способны, в свою очередь, на это состояние влиять. Примите уверенную позу. Начните говорить спокойным и уверенным голосом. Вы почувствуете, что действительно становитесь спокойнее и увереннее в своих силах. Попробуйте представить, что может с вами случиться в самом худшем случае? Что вам угрожает при самом неблагоприятном стечении обстоятельств? Какова самая низкая оценка, которую вы можете получить, и каковы для вас самые страшные последствия этого события? Так ли они ужасны? Стоит ли на возможную неудачу смотреть как на крах? Или можно на нее посмотреть как на нежелательное, но вполне преодолимое препятствие? Подумайте, что вы будете делать в том случае, если вдруг.... Убедившись, что это несмертельно, вы станете намного спокойнее. Пофантазируйте и представьте, не скупясь на краски, во всех подробностях ваш неудачный ответ или провал. Придумайте самые немыслимые и пикантные подробности (вы заикаетесь, спотыкаетесь и падаете на преподавателя, начинаете в середине ответа громко икать). В конце концов это вызовет у вас улыбку. А смех, как известно, плохо уживается со страхом.

КАК НАЧАТЬ СВОЙ ОТВЕТ?

Экзаменатор - такой же человек, как и все мы. Как любой человек, он бывает субъективен. Поэтому ваша оценка зависит не только от объема и качества ваших знаний (хотя не надо умалять и их значения), но и от того впечатления, которое вам удастся на него произвести. Подсознательно преподаватель относит вас к категории отличников, троечников или двоечников в первые минуты вашего ответа. Изменить его установку (если она не в вашу пользу) вам будет сложнее, чем попытаться с самого начала представить себя в лучшем виде. Что нужно делать, чтобы эффект первого впечатления работал на вас? Постарайтесь скрыть свое волнение, ибо в соответствии с преподавательским стереотипом волнуется тот, кто не уверен в своих знаниях. Ведите себя уверенно и с достоинством. Ни в коем случае не начните свой ответ с фразы типа: Я не успел полностью подготовиться..., Можно, я начну со второго вопроса?, Я очень волнуюсь..., Мне опять не повезло.... Взяв на себя роль жертвы, вы можете спровоцировать экзаменатора выступить в роли преследователя. Не прячьте свой взгляд. Большинство людей считает, что тот, у кого совесть чиста, смотрит в глаза. Вероятнее всего, так же считает и преподаватель. Начните отвечать с того вопроса, который вы лучше всего знаете. При этом нет никакой нужды обсуждать последовательность ответа с экзаменатором. Сам по себе это вопрос не принципиальный, а просьба о помиловании скажется на его общем впечатлении о вашем ответе. В начале ответа желательно кратко изложить суть проблемы или вопроса и лишь потом переходить к подробностям и деталям. Начало должно быть содержательным и четким. Не начинайте свой ответ с общих туманных фраз. Поборите искушение начать ответ с провозглашения какой-то оригинальной идеи или нетрадиционной трактовки. Преподаватель может ее не разделять и вам придется иметь дело с оппонентом. Это не в ваших интересах. Блеснуть своей эрудицией вы сможете позже, а сейчас важно войти в воду без брызг. Обратите внимание на свой внешний вид. Если стоимость того, что на вас надето, превышает размер трехмесячного преподавательского оклада, вы вряд ли вызовите к себе симпатию. Это относится даже к случаю, если ваш стиль - классика. Излишняя экстравагантность и откровенность также рискованны. Вероятность того, что вашу творческую индивидуальность оценят по достоинству на экзамене, увы, близка к нулю.


К оглавлению номера Подшивка О газете