ЗАПИСКИ ФОТОРЕПОРТЕРА

24. ГРУППОВОЙ ПРЫЖОК

С тех пор как территория гидропорта под Одессой стала учебной базой областного авиационно-спортивного клуба, воздушная болезнь охватила сотни юношей и девушек. До начала 90-х годов почти ежедневно тренировались спортсмены- парашютисты, совершали пробные прыжки все, кто хотел испытать себя. В те годы только погода могла отменить парашютные прыжки, а уж потом пришлось их прекратить в связи с изменившейся экономикой. Действительно, полеты, казалось бы, маленькой аннушки (самолет АН-2) требуют сотни литров бензина. Почему-то тогда это не было проблемой, а теперь вдруг бензина не стало именно на нужды спортсменов.

Мне нравится парашютный спорт, отважные ребята, у которых на счету по тысяче прыжков. Я был часным гостем парашютистов, знал всех мастеров и их наставников и они знали о том, что в молодости, будучи курсантом авиационного училища, я совершил несколько прыжков. Тем не менее мне пришлось долго уговаривать инструктора парашютистов разрешить мне съемку с борта самолета во время прыжков. И все-таки я своего добился на определенных условиях: надеваю парашютное снаряжение, но без самого парашюта, к нему карабином крепят фал, который, в свою очередь, закрепят на верхней распорке в салоне самолета. Мне нужна была съемка только группового прыжка и так, чтобы было минимальное расстояние (а значит, и время) между выходом каждого парашютиста за борт. Вместе со мной поднялись в воздух 12 мастеров, самых опытных, умевших управлять в воздухе своим телом. За несколько минут до начала прыжков по команде инструктора укладываюсь поперек салона так, что больше трети туловища находится в воздухе, за открытой дверью. Помимо прочного надежного фала меня подстраховывают два парашютиста, которые садятся мне на ноги. Пилот предупреждает о месте нахождения самолета, делает круг над гидропортом. Сжимаю в руках фотоаппарат, ветер хлещет в лицо, выбивая слезу. Надо мной уже стоит первый, за ним - второй, третий. С трудом поворачиваю голову, кричу:

- Прыгай через меня!

Камнем вылетают один за другим парашютисты.

Едва успеваю сделать несколько снимков, как ребят уносит куда-то под фюзеляж. Но через несколько секунд они уже в поле видимости, начинают раскрываться купола, и снова нечего снимать - все, рассеявшись, приближаются к земле. Первый мой взлет считаю пристрелочным, и через полчаса поднимаемся в воздух с очередной группой. Пока набираем высоту, фотографирую парашютистов в спокойном состоянии, в комбинезонах, шлемах, на контровом свете - летим навстречу солнцу. Кто-то подходит к открытой двери, и тут же пристегивают мой фал. Безопасность прежде всего, и думают о ней почему-то все окружающие, кроме меня самого. Команда пилота - и я занимаю лежа удобное положение. Прошу ребят по возможности уменьшить интервалы: - мне нужна кучность, а съемка длится от силы минуту-полторы. Кажется, есть несколько удачных кадров. Их оценили в следующую нашу встречу сами парашютисты, для которых я отныне стал своим парнем.

Фото автора.


К оглавлению номера Подшивка О газете