Всемирно известные павильоны СССР на международных выставках 1937 года в Париже и 39-го в Нью-Йорке, монументальные здания и градостроительные комплексы в Москве, жилые и общественные сооружения в Италии - далеко не полный перечень вех в грандиозном наследии, оставленном на всех этапах советской архитектуры Борисом Михайловичем Иофаном.
Он родился в 1891 году в Одессе, в сравнительно молодом городе России, не насчитывающем еще и ста лет. Заложенная по определенному плану Одесса в течение века бурно росла и развивалась, сохраняя геометрически правильную планировку и регулярную застройку с учетом возможностей богатого рельефа местности, а также моря, на которое открывались из центра живописные перспективы.
В создании тогдашнего облика Одессы участвовали известные представители архитектурно-художественных кругов столицы, такие, как строитель Петербургской биржи Тома де Томон, ученик зодчего А. Захарова Абрам Мельников, скульптор Иван Мартос.
В ранней молодости Иофан мог испытать очарование таких сооружений, как Воронцовский дворец, старая биржа, бывший госпиталь, ощутить законченность ансамблей Приморского бульвара и полукруглой площади со знаменитой лестницей.
Двенадцати лет, в 1903 году, Иофан поступил на живописное отделение художественного училища, действовавшего по программам, санкционированным Петербургской Академией художеств, которой принадлежало и право подбора педагогического персонала этого среднего учебного заведения. Выпускники одесского училища имели право поступления в академию без экзаменов на основании лишь месячного испытания в гипсовых классах. Получив после окончания училища и курсов звание техника- архитектора, Иофан в течение двух лет проходит практическую школу строительного искусства в качестве помощника у известных в столице архитекторов. Изучая и восхищаясь произведениями русского классицизма, молодой архитектор мысленно все более и более уносился к первоисточникам - античности и Возрождению. В его душе настоятельно, как напутствие, звучали слова любимого преподавателя по одесскому училищу, старого гарибальдийца - скульптора Луиджи Иорини:
- Поезжай учиться в Италию, там искусство на улице... Архитектура, как и скульптура: ее классические образцы надо видеть в оригиналах!
Окончание художественного училища давало Иофану право поступить прямо на третий курс Высшего института изящных искусств в Риме. В 1916 году, после успешного его окончания Иофан начинает выступать самостоятельно или в содружестве с другими молодыми архитекторами и инженерами. Параллельно с практикой строительства он прошел теоретический курс Высшей инженерной школы, позволявший в дальнейшем со знанием дела разбираться в вопросах строительной механики и организации строительного производства... Архитектор всегда стремился найти архитектурную форму, связанную с новой техникой. Однако он предупреждал об опасности отрыва формы от основной идеи сооружения, от увлечения второстепенными деталями за счет главной образной характеристики композиции. В этой связи представляют интерес такие его, безусловно, экспериментальные работы, как кинотеатр Ударник, санаторий Барвиха, проект Большой и Малой аудиторий Сельскохозяйственной академии им. К. А. Тимирязева, первые два проекта Дворца Советов - предварительного и всесоюзного открытого конкурсов - и последняя постройка начала 70-х годов - Государственный центральный ордена Ленина институт физической культуры. Зодчество Иофан рассматривал всегда широко. Он считал, что архитектуре принадлежит инициативная роль в осуществлении синтеза искусств. Именно на основе архитектурного задания чаще всего возникает необходимость творческого сотрудничества архитектора, скульптора, живописца, мастеров декоративного искусства и художественной промышленности.
Среди многогранных поисков архитектора ведущей темой на протяжении четверти века являлись высотные сооружения и важнейшее среди них - Дворец Советов. Идеи, развившиеся в связи с этими объектами, остались главным образом в эскизах, проектах и теоретических высказываниях зодчего...
Творчество Иофана и его вклад в развитие искусства архитектуры получили широкое признание в СССР и за рубежом. Ему, одному из первых в стране, было присвоено звание лауреата Государственной премии, во Франции он дважды отмечен дипломом Гран-при, В США избран почетным гражданином города Нью-Йорка, в Англии - почетным членом- корреспондентом Королевского института британских архитекторов. Многолетний труд зодчего был увенчан присвоением ему звания Народного архитектора СССР. Жизнь Бориса Михайловича Иофана оборвалась в 1976 году за чертежной доской, за проектированием пьедестала для созданной по его эскизу В. Мухиной скульптурной группы Рабочий и колхозница, которая до сих пор не нашла себе достойного места в ансамбле столицы России.
Феликс КАМЕНЕЦКИЙ.
К оглавлению номера | Подшивка | О газете |