СУД НАД ЧЕСТЬЮ

(Окончание. Начало в NN 47, 48, 49, 51, 52)

5. ПОСЛЕДНИЙ ИЗЛОМ

Как ни странно, но конфликт с Хрущевым возрос на той же почве, на которой в свое время расцвело недовольство Сталина - независимость, отстаивание интересов флота, стремление вывести флот на мировой технический уровень, настойчивость в вопросе о единении всех вооруженных сил. Кузнецов готовил доклады, программы строительства и организации флота, рассматривал и утверждал проекты строительства первых атомных подлодок (эти проекты были реализованы еще при нем).

Его план немедленной разработки реактивного оружия дальнего действия был одобрен Г. Жуковым.

3 марта 1955 года Николай Кузнецов вновь получает наивысшее звание АДМИРАЛ ФЛОТА СОВЕТСКОГО СОЮЗА, а вскоре ему вручают грамоту и маршальскую звезду.

Но этот его новый взлет оказывается совсем коротким: возникает разлад с Хрущевым, который потребовал уничтожения надводного флота и особенно крупных крейсеров. То, чему Кузнецов посвятил всю свою жизнь, все силы, уничтожалось. Этого адмирал, которого судьба то поднимала ввысь, то заставляла вновь начинать восходить к вершине, не смог вынести. Болезнь небезразличных людей - инфаркт - свалила того, кто вынес на своих плечах 5 войн.

И в мае 1955 года Н. Кузнецов просит Г. Жукова освободить его от занимаемой должности по состоянию здоровья. Ответа на этот рапорт Кузнецов не получает и уходит в вынужденный (опять-таки по состоянию здоровья) отпуск. Он находился в отпуске в Москве, когда в Севастополе произошел взрыв на линкоре Новороссийск. Он срочно вылетает в Севастополь, где уже работает комиссия. Его не включают в комиссию и не допускают к разбору дела. Все его попытки связаться с Хрущевым для изложения своих соображений по делу оказываются безуспешными. Кузнецова не пожелали заслушать даже тогда, когда было принято решение о снятии его со всех занимаемых должностей и о понижении в воинском звании до вице-адмирала.

Вскоре Кузнецов был отправлен в отставку без права работать на флоте. О том, что одновременно ему был объявлен выговор по партийной линии, Кузнецов узнал лишь через 15 лет, в 1968 году. Через несколько месяцев Н. Г. Кузнецов через нарочного получает документы об увольнении из ВМФ и пенсионное удостоверение с правами обыкновенного пенсионера.

Но не материальные трудности, возникшие в связи с новым статусом, волнуют Николая Герасимовича. Он пишет в одном из своих писем: От службы во флоте меня отстранили, но отстранить меня от служения флоту - невозможно.

Он продолжает жить жизнью флота, пишет Жукову письмо с просьбой принять его по ряду вопросов, касающихся ВМФ, но - без ответа.

Его служение флоту теперь ограничено литературной деятельностью. Кроме статей о флоте, о его героической борьбе с фашизмом, о людях, посвятивших себя ВМФ, он пишет статьи по организации и строительству Военно-морского флота, по его взаимодействию с другими родами войск. Он пишет и книги. Давно стали раритетами его книги На далеком меридиане Накануне, Курсом к победе, Крутые повороты...

Нельзя сказать, что он не предпринимал попыток добиться реабилитации... Он обращался во многие инстанции, но безрезультатно. Он добился приема у маршала Р. Малиновского, но в ответ на просьбу пересмотреть его дело Малиновский развел лишь руками: Хрущев почему-то на вас сердит.

За своего бывшего министра и главкома заступались моряки- ветераны флота, семья адмирала, но справедливость восторжествовала лишь через 33 года, спустя 14 лет как уже на было в живых Николая Герасимовича. Он умер 6 декабря 1974 года в возрасте 70 лет (похоронен на Новодевичьем кладбище).

Он не только посмертно восстановлен в звании Адмирала Флота Советского Союза, но его именем назван флагман Российского флота тяжелый авианесущий крейсер Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов, его имя присвоено Военно-морской академии, на здании Военно-морского штаба в Москве открыта мемориальная доска, на родине Николая Герасимовича в г. Котласе одна из улиц названа его именем, а в родном селе Медведки стараниями общественности создан небольшой мемориальный музей. Его именем назван речной теплоход на Северной Двине, а в различных музеях есть посвященные ему экспозиции. И если вам удастся когда-нибудь побывать в Российском государственном морском историко-культурном центре при правительстве Российской Федерации, то в галерее вы найдете портрет того, кто дважды был контр-адмиралом, трижды вице-адмиралом, носил на погонах четыре звезды адмирала флота и дважды при жизни имел высшее воинское звание на флоте - АДМИРАЛ ФЛОТА СОВЕТСКОГО СОЮЗА, а третий раз был в нем восстановлен посмертно.

Вглядитесь в красивое, мужественное лицо этого незаурядного человека с удивительной судьбой.

Материал подготовила Елена КОЛТУНОВА.


К оглавлению номера Подшивка О газете