Михаил Рыбак

Записки фоторепортера

ЛЬВЫ СРЕДИ ЛЮДЕЙ

У каждого льва, как и у человека, своя судьба. На свободе лев считает себя царем зверей, потому что так решили люди. В клетке зоопарка или на цирковой арене все четвероногие равны по социальному положению, будь они львами, антилопами или медведями. И все же львы внушают особое уважение. Даже в з амкнутом пространстве клетки зоопарка чувствуется львиная уверенность в своем могуществе. Как любое живое существо, лев чувствует заботу человека и нередко становится его другом. Надежнее всего такая дружба, когда она начинается в младенческом возрасте.

В Одесском зоопарке, несмотря на тесноту, люди сумели создать достаточно нормальные условия содержания хищников, и они (в том числе львы) уже неоднократно приносили приплод. Кофейно-рыжих симпатичных детенышей выхаживает неутомимая Людмила Попова и ее коллеги. Через обычную детскую соску, надетую на бутылочку, новорожденных львят, которые в первые дни жизни весят от силы по 400 граммов, поят молоком. Забот с ними, как и с любыми детьми, предостаточно. Рожденные в зоопарке с первых дней жизни привыка ют к людям и, если через полгода попадают к цирковым дрессировщикам, более податливы, чем их собратья, родившиеся на воле.

Как-то мне позвонили из зоопарка с информацией о том, что львица родила тройню.

Три мальчика, - с радостью сообщила Людмила Попова, лаская львят. - Вот этот Руслан, вот Зевс, а самый маленький - Сынок. Им было уже месяца полтора и любо было наблюдать их детские безобидные игры, а потом и кормежку, во время которой каждый проявл ял свой характер. Именно самый маленький Сынок - оказался самым прожорливым, а Руслан - самым игривым.

Через несколько лет в цирке гастролировали москвичи и был у них аттракцион со львами. Гривастые молодые хищники уже исполняли многие трюки, но мне они показались новичками на арене. И я оказался прав.

- Эта троица в группе самая молодая, - сказал мне во время интервью дрессировщик.

- Они, кстати, родились в Одессе, и впервые Руслан, Сынок и Зевс (так их назвали в Одесском зоопарке) приехали на гастроли в родной город.

Возможно, гривастая тройка еще жива, ибо прошло с тех пор всего лет 20, а львиная жизнь длится до 30-35. но их артистическая карьера, безусловно, закончена. Прежде всего потому, что экономика последних лет отразилась на всем и всех. А содержание жив отных, особенно хищников, очень дорогое удовольствие. Именно поэтому в еще существующих цирковых коллективах бывшего Союза остались считанные номера с участием дрессированных животных.

К счастью, сумели сохранить по сей день свой аттракцион в Украине народные артисты Людмила и Владимир Шевченко. Я познакомился с ними, когда они были еще совсем молодыми укротителями львов. Но уже тогда их аттракцион был насыщен не только сложными, но и оригинальными трюками. Пригласили они меня как-то на репетицию, по сути дела бывшую уроком для львицы Кубины, которую задумали научить ездить на велосипеде. Для того чтобы фотографировать интересный урок и при этом не мешать, я попросил опустить с ку пола цирка трапецию. Надев на шею два фотоаппарата, уселся на трапецию и когда закрепили страховку, попросил, чтобы подняли на высоту примерно двух метров. Это была для данной ситуации наиболее удачная точка съемки.

Львы, как правило, не нападают на человека. Но их всегда привлекает запах крови, ибо питаются в основном сырым мясом. Опытный дрессировщик и во время выступления перед зрителями, и на репетициях старается вести себя так, чтобы не провоцировать хищни ков. Даже небольшой царапины не должно быть на открытых участках тела. Но никто не застрахован от непредвиденных обстоятельств.

В те годы, когда знаменитая укротительница львов, первая в мире женщина-дрессировщица хищников Ирина Бугримова была в зените славы, произошел именно такой непредвиденный случай. В центре аттракциона был уникальный трюк, во время которого Ирина Никол аевна вместе со львицей проносится на качелях буквально над головами зрителей. Трюк со стороны казался достаточно опасным, так как Бугримова и львица стояли на доске-качелях без какого-либо ограждения.

- И вы уверены, что львица не спрыгнет вниз? - спросил я дрессировщицу.

- Абсолютно уверена. Во-первых, потому, что львицу ослепляет точечный прожектор, а во-вторых (или это - во-первых), при всем своем могуществе львица боится высоты, хотя в длину или снизу вверх она может совершить прыжок в несколько метров.

Так вот однажды во время трюка с качелями Бугримова случайно подвинула вперед на несколько сантиметров ногу, задев при этом носком сапога лапу стоящей впереди львицы. Та инстинктивно, чтобы удержаться на доске, впилась когтями в ногу Ирины. Острые к огти пронзили насквозь тонкую кожу сапога и дрессировщица почувствовала, что рана кровоточит. Тут же она подала знак своим помощникам. Они немедленно опустили качели и отправили львицу за пределы арены, в клетку. Зал разрывался от аплодисментов, даже не п одозревая, что могла случиться беда.

Однако Бугримова была не только прекрасной дрессировщицей, великолепной артисткой, но и до отчаянности смелой, выдержанной. Сойдя с качелей вслед за львицей, она, улыбаясь, стараясь не хромать, медленно ушла за кулисы, а на арене тут же появились кл оуны, и для непосвященного казалось, что все так и задумано. Пока клоуны веселили публику, Ирине Николаевне обработали, забинтовали в медпункте ногу, и через четверть часа она уже была на арене и, вопреки уговорам служащих, потребовала впустить на манеж п ятерых хищников - львов и львиц, с которыми продолжала выступление-аттракцион. Это было, пожалуй, самое блестящее выступление Бугримовой, которой в то время перевалило за полсотни лет.


К оглавлению номера Подшивка О газете