Расчеты на то, что в апреле-мае беспрецедентный по напряженности кризис сбыта продукции АвтоВАЗа прекратится, не оправдались. Чтобы хоть как-то нормализировать ситуацию, руководство завода пошло на резкое увеличение отпускных скидок своим дилерам.
Весь первый квартал этого года проблема сбыта была едва ли не самой острой для Волжского автозавода. Руководство АвтоВАЗа верило, что оживление на рынке наступит с приходом весны, когда растает лед на дорогах и в Тольятти устремятся мелкооптовые торговцы машинами. В преддверии этого АвтоВАЗ с 1 апреля снизил размер скидки, с которой автомобили реализуются на условиях предоплаты и по основным бартерным договорам, с 22 до 18 %. Как сообщили в Ассоциации дилеров АвтоВАЗа, с 1 мая завод предполагал снизить скидку до 13 %, что позволило бы АвтоВАЗу компенсировать потери, вызванные катастрофическим падением спроса. Однако эти расчеты не оправдались. Фактически скидки в апреле составили от 22 до 25 %. Тем не менее сегодня на территории АвтоВАЗа находится свыше 18 тыс. неотгруженных машин (при норме 8,5 тыс.).
В конце апреля членам Ассоциации дилеров АвтоВАЗа было разослано письмо первого вице-президента АО Николая Ляченкова, в котором сообщалось, что в мае размер предоставленных скидок увеличивается до 28 %. Но дилеры, измотанные сбытовым кризисом, не оценили новую уступку автозавода. Пресс-секретарь Ассоциации Игорь Быстрицкий заявил, что сейчас было бы уместнее говорить о 30-ти и даже 35-процентных скидках. На торговых площадках пятидесяти тольяттинских дилеров АвтоВАЗа находится, по разным оценкам, от 70 до 80 тыс. автомобилей. Это больше, чем выпускает АвтоВАЗ за месяц (и это без учета 18 тыс. машин, стоящих на заводе).
Приходится констатировать, что АвтоВАЗ начинает сдавать позиции на рынке. Те покупатели малолитражек, что посостоятельнее, ориентируются уже не на вазовские машины девятого и десятого семейства, а на продукцию Shoda, Daewoo, Hyundai, турецкого подразделения Renault и прочих производителей дешевых, но качественных автомобилей. Собственно, такое развитие событий ожидалось давно, но АвтоВАЗ в эти прогнозы не верил, все увеличивая и увеличивается объемы производства. Как оказалось - зря.
Естественно, проблемы со сбытом не могут не сказаться на финансовом положении Волжского автозавода. Повышение скидки на 28 % является вынужденной и временной мерой. Однако эта скидка, помимо воли завода, окажется достаточной гарантией того, что цены на Жигули в нынешнем сезоне не вырастут.
Андрей ФЕДОРОВ.
К оглавлению номера | Подшивка | О газете |