КОЛЯ ГУБЕНКО - ОДЕССКИЙ ПОДРАНОК

Широкой публике Николай Губенко сейчас более известен как один из активных членов российской компартии, депутат Госдумы, в лучшем случае - как последний министр культуры СССР. Немногие помнят поставленные им хорошие киноленты, еще меньше свидетелей театральных удач актера Губенко (а ведь был он безоговорочным премьером молодой труппы Театра на Таганке). И уже совсем единицы знают, что родился Николай Губенко в период обороны Одессы, а ходить и говорить он учился в оккупированном городе... Коля Губенко появился на свет в середине августа 1941 года, в самый разгар героической обороны. Сейчас как-то не укладывается в сознании, что в ту пору люди не только строили баррикады или прятались в подвалах от бомбежек, но любили и даже рожали. Скорее всего, по причине последних сроков беременности семья советского офицера осталась в осажденном городе, а потом - как и куда было эвакуироваться женщине с двумя детьми, из которых один - новорожденный?! Мать осталась с малышами в Одессе, где вскоре и погибла, по слухам, покончив с собой... Об этом Николай Губенко никогда ничего не рассказывал (он вообще, судя по всему, не мемуарист по натуре), но память старых очевидцев сохранила не одну и не две душераздирающих истории о том, как во время оккупации матери кончали с собой, не в силах выдержать страданий голодных младенцев и страшась сойти с ума в случае их смерти. К счастью, ребенку не дали умереть. А сразу же после освобождения он попал в детский дом, а затем пошел учиться в школу на Ботанической, 2, (ныне проспект Гагарина). Эта школа была особенной, в чем-то даже уникальной. В ней были собраны сыновья офицеров, погибших на войне, из которых готовили будущих дипломатов. Почему именно дипломатов, известно теперь уже одному господу или автору этой идеи, коим скорее всего был сам Сталин. Но следует отдать должное, учебная программа в этой школе значительно превосходила тогдашние (да и теперешние) общепринятые стандарты; будущих дипломатов учили нескольким иностранным языкам и даже танцам. Простоватость некоторых экранных героев Губенко не должна вводить в заблуждение; сам актер получил образование, намного превышающее средний уровень. О своих чувствах и переживаниях той поры Николай Николаевич рассказал в своем лучшем, поистине потрясающем фильме Подранки. Одесситы не могли не узнать, глядя на экран, знакомые пейзажи, и кто знает, сколько сердец замирало в тот момент от боли и памяти. Дипломатом Губенко не стал: он рано увлекся театром. Проработал два сезона в одесском ТЮЗе и уехал в Москву, где поступил во ВГИК на курс выдающегося режиссера и педагога Сергея Герасимова. Жилось ему в общаге на одну стипендию, не получая ниоткуда помощи, трудно и голодно. Одесские товарищи, навещавшие его иногда, вспоминают, что постоянное чувство голода Губенко утолял оригинальным образом: часами подбирал на пианино полюбившиеся мелодии. От природы он оказался очень музыкальным, что впоследствии помогло найти себя в насквозь гитарной труппе Театра на Таганке. Редчайший случай: актер Губенко практически не знал провалов и ждала его великая актерская слава, тем более, что кинорежиссеры вскоре приметили интересного фактурой и темпераментного парня и стали наперебой приглашать его в свои фильмы. Но в разгар своей театральной и кинематографической славы Губенко внезапно ушел в кинорежиссуру. Ему, многое пережившему и прочувствовавшему, рамки актерской, интерпретаторской по сути профессии стали попросту тесны; хотелось быть полноправным автором, чтобы выразить то, что накопилось в душе и памяти. Губенко снял несколько хороших фильмов, но в историю кино вошел прежде всего Подранками - фильмом, в котором рассказал о своем одесском детстве, опаленном войной.

Александр ГАЛЯС.


К оглавлению номера Подшивка О газете