ШОУ-БИЗНЕС МЕНЯЕТ ОЦЕНКУ НАШЕЙ ЭКОНОМИКИ

Трудно в наше время открыть нечто новое, тем более в экономике. Но одесскому ученому Сергею Христенко это удалось. В недавно изданной монографии Экономика шоу- бизнеса он впервые в мире разработал систему оценочных категорий для духовной сферы. Сергей Сергеевич ХРИСТЕНКО - гость нашей редакции.

- Лет двадцать тому назад, заглянув по делам в областное управление культуры, я был поражен, что там деятельность подведомственных учреждений отмечают разноцветными квадратами, ромбами, треугольниками. Насколько же изобретателен человеческий ум, подумалось мне, что духовные услуги изображают геометрическими фигурами! Так возник мой интерес к теме. Известно, что по теории К.Маркса духовная сфера относится к т. н. надстройке. Этот тезис оспаривал М. Туган-Барановский, критиковавший марксовы схемы расширенного воспроизводства за отсутствие в них духовной составляющей. Однако в советские времена о любой критике марксизма даже подумать было страшно, поэтому мои идеи просто не могли увидеть свет. Жизнь, однако, все расставила по местам. Сегодня сфера шоу-услуг составляет весьма существенную часть валового национального продукта. Однако если материальные блага можно оценить количественно, то для услуг шоу-сферы эта проблема остается открытой, причем как у нас, так и на Западе. А ведь в таких отраслях как спорт, кинопрокат, радио и телевещание, церковь обретаются огромные деньги...

- Неужели и церковь вы относите к шоу-сфере?!

- Не я первый! При советской власти финансовые органы рассматривали церковь в качестве хозрасчетного предприятия, оказывающего платные услуги населению. И были абсолютно правы! Ведь если посмотреть на церковные услуги глазами экономиста, то они составят такую схему: решили пожениться - надо обвенчать; родился ребенок - надо окрестить; построили дом - надо освятить; умер человек - надо отпеть и т. п. Естественно, церковные услуги не являются бесплатными, следовательно, церковь как производитель специфических услуг выступает на рынке в качестве субъекта хозяйственной деятельности точно также, как кинотеатр, филармония или стадион.

- А можно ли отнести к производственной сфере такие явления, как порнография и проституция?

- Как и любая другая деятельность, порнобизнес организовывается с целью получения максимальной прибавочной стоимости.

- Но тогда совершенно меняется подход к исчислению валового продукта страны...

- Совершенно верно! По моим расчетам, внутренний валовой продукт за счет включения в него услуг духовной сферы должен увеличиться на 10-12 %, причем это касается как Соединенных Штатов, так и Украины.

Если по мне, то за открытие Сергея Христенко, за его систему оценок шоу-сферы наше правительство ухватиться руками и ногами: ведь в таком случае вполне возможно, что в стране уже наметился экономический рост, а это совершенно изменяет, например, тактику отношений с международными финансовыми организациями... Солидный даже по внешним габаритам (почти 500 страниц), качественно новый и захватывающе интересно написанный труд одесского ученого, основанный к тому же на большом практическом опыте, не должен пройти мимо внимания лидеров нашей экономики уже хотя бы потому, что шоу-бизнес составляет ее существенную и динамично развивающуюся часть.

Андрей ТИШКОВ.


К оглавлению номера Подшивка О газете