БАЛЕТ МОРИСА БЕЖАРА

Спектакль Дом священника не потерял своей привлекательности, а сад - своего великолепия труппы Мориса Бежара Bejart Ballet Lausanne, посвященный умершим от СПИДа Фредди Меркьюри и Хорхе Донну (костюмы - от погибшего Джанни Версаче), оказался триумфом покойников. Балет запомнился музыкой (Queen в сочетании с Моцартом неотразимы), костюмами (всевозможные комбинации форм при аскетизме цвета обворожительны) и кинофрагментами сжигающего себя Хорхе Донна в роли Нижинского, божьего клоуна.

Бежар всегда ставил балеты о себе, кому бы ни посвящал их и чью бы биографию ни избирал в качестве либретто: по его спектаклям публика всего мира жадно изучала метаморфозы духа и повороты жизни хореографического гуру. Три года назад хореограф признался: Моя жизнь после Жизни (балет 1985 года) вообще меня больше не волнует. И это неволнение Бежара при всей громкости, яркости и моторной подвижности Дома священника... превращает спектакль о любви и смерти в гибрид безразмерного клипа с гигантским дефиле.

Как подсчитали дотошные немцы, с 1980 года по 1995-й Бежар поставил восемьдесят балетов - по пять-шесть в сезон. Дом священника... был призван остановить конвейер: хореограф хотел высказаться о главном. Но технолог победил художника: цепь проиллюстрированных песен осталась набором эпизодов, вопль Жиля Романа: Мы любили, отчего же любовь объявила нам войну? - остался лишь звуком.

Семидесятилетний мэтр разъяснил собственную метаморфозу в только что переведенных мемуарах: Они обращаются к тому, кто умер. Наверняка этот кто-то был мною, но позавчера или 20 лет назад.

Татьяна КУЗНЕЦОВА.


К оглавлению номера Подшивка О газете