(Окончание разговора о лечении антибиотиками вслепую. Начало в N 48.)
Во время встречи с директором Одесского городского детского лечебно-диагностического центра им. ак. Резника Людмилой Сергеевной Будяк и заведующей баклабораторией Светланой Петровной Басовой мне были рассказаны две истории (одна из них с трагическим концом), связанные с выявлением благодаря современному компьютерному методу, освоенному лабораторией, культуры ранее неизвестных в нашем регионе микробов.
Начну с печальной. Сравнительно молодая женщина погибла от тяжелого сердечного заболевания, возбудителем которого оказался доселе не встречавшийся у нас Comamonas acidovorans. Он вызвал септический эндокардит. Роковую роль сыграл пресловутый фактор времени. Оно было упущено. Если бы возбудитель был высеян и определен вовремя... если бы по антибиотикограмме своевременно определили, какие препараты могут оказаться эффективными...
А вот история, которая начиналась и могла окончиться печально, но... Маленького мальчика 8 лет лечили от тонзиллита. И посевы делали. Но ничего, кроме стафилококка, у него в горлышке не находили. Лечили, как положено, пенициллином. Но безрезультатно. А ребенок все болел и слабел. И вот молодой заведующей баклабораторией центра Светлане Басовой удалось высеять и вырастить незнакомца... Не без труда и не сразу, но она сумела с помощью 9-го издания (1993 г.) определителя микроорганизмов Берджи (справочник переиздается не чаще, чем раз в 10 лет) установить, что у ребенка в горле, кроме стафилококка, в симбиозе с ним здравствовала некая Tatumella ptyscos из семейства энтеробактерий. При таком сочетании пенициллин оказывался бездейственным.
Сопоставив антибиотикограммы выявленных возбудителей и сравнив их, удалось найти общие слабые места обоих микробов, подобрать препарат и выработать методику и тактику лечения.
Сделать это было несложно благодаря тому, что в программу компьютера заложены 79 антибиотиков. В обычных лабораториях вариантность антибиотиков, как правило, не превышает 5-7.
На этом этапе разговора сразу возник законный вопрос: а где доставать те антибиотики, которые американцы заложили в программу своей машины? Оказалось, что программа прошла приспособление к нашим условиям, - это во-первых, а во-вторых, в аптеке при центре пока, подчеркиваю, пока есть практически все, что рекомендовано больному по антибиотикограмме. Последнее вместе с относительно доступными ценами было запрограммировано еще академиком Резником.
За год существования лаборатории в нее обратились 625 человек (в том числе и взрослых). В лаборатории исследуют на флору кровь, мочу, кал, спинномозговую жидкость, желчь, дуодональное содержимое, отделяемое верхних дыхательных путей, отделяемое гнойных ран, женских и мужских гениталиев.
Очень важную работу проводит лаборатория по выявлению энтеробактерий. В справочник Берджи за 1993 год включено 30 родов и более 100 видов этого опасного возбудителя. Опасного тем, что помимо желудочно-кишечных инфекций он вызывает заболевания самой различной локализации, в том числе даже и пневмонию. В обычных баклабораториях традиционно определяются лишь около 20 видов энтеробактерий, обладающих патогенным потенциалом. Как уже писалось выше, совершенно иное положение в баклаборатории центра, оснащенной американским компьютерным оборудованием широкого спектра.
Теперь, казалось бы, можно вернуться к началу разговора о нецелесообразности массированного применения антибиотиков без точного знания природы и штамма возбудителя и средства от него. И призвать болящих: Все бегом на посев в баклабораторию центра, не теряя времени и денег на неподходящие препараты!
Но вот что касается денег, то время наше таково, что прежде, чем такой лозунг провозгласить, надо сделать лирико-финансовое отступление.
Слава ГОРИСПОЛКОМУ, говорят в центре, что он обеспечивает работников центра зарплатой и оплачивает все коммунальные услуги. Но есть и еще одна статья расходов, а именно статья N 10 (расходы на медоборудование и реактивы), по которой центр не получает ни гроша. Вернее, не совсем так. Если по этой статье центру необходимо получать не менее 27 тысяч в месяц, то за последний год на медоборудование и реактивы всех перечисленных в начале этого материала лабораторий было выделено ровным счетом 11 гривен (не ищите опечатку, именно 11 гривен!).
Таким образом, средства на диагностические исследования приходится обеспечивать самим пациентам. И как их не называть: добровольными пожертвованиями по строго установленной таксе или просто оплатой (что противоречит Конституции, которая сама вошла в противоречие со здравым смыслом и ситуацией в этом вопросе), но деньги идут из карманов тех, кто обратился за помощью. И здесь возникает замкнутый порочный круг, который центр не в силах разорвать: нет денег - нет реактивов (которые приходится закупать у фирмы, поставляющей свою, можно смело сказать, уникальную аппаратуру). А нет реактивов - замирает работа лаборатории. Вот и недавно более 3-х недель стоял без работы микробиологический анализатор, пока не удалось наскрести необходимую сумму. Поэтому скрепя сердце приходится директору центра отказывать в бесплатном обследовании всем льготникам (кроме детей - для детей- инвалидов, сирот, чернобыльцев удается Людмиле Сергеевне выжимать в соответствующих учреждениях какие-то крохи). Процесс отказа инвалиду или участнику войны - это процесс болезненный. Но что может сделать директор детского лечебного учреждения, когда к нему обращаются льготники, чьи льготы не подкреплены соответствующей финансовой программой. Исчерпать на них все реактивы и оставить детей без возможностей диагностики?
- Мы ничего не берем за наш труд, - говорит Людмила Сергеевна. - Даже оплата консультаций - это тоже способ обеспечить финансами нашу материальную лечебно- диагностическую базу. Ведь стоимость некоторых исследований такова, что рядовым родителям ее не осилить. Приходится расходы усреднять.
Что же делать тем, кому необходимо получить антибиотикограмму, а злополучных 35 гривен не наскрести? Можно обращаться в лаборатории СЭС, где такса раз в 7 ниже, или на ПЧС (там исследование, скажем, мочи стоит 15-16 гривен, если не включает в себя исследования на хламидиоз или уроплазму - в последнем случае снова вопрос упирается в дороговизну реактивов). И там вам дадут грамотный ответ, правда, в пределах возможностей данной лаборатории, но ведь в простейших случаях и этого достаточно. И помните: как копейка рубль бережет, так и антибиотикограмма помогает сберечь ваше здоровье и финансы, вслепую выброшенные на не подходящие вам лекарства.
Елена ГАЛЬ.
К оглавлению номера | Подшивка | О газете |