(Продолжение. Начало в N 47.)
2. ЕСЛИ ЗАВТРА ВОЙНА
Новым крутым поворотом в судьбе Кузнецова стал вызов в Москву для доклада и назначение на Дальний Восток, куда прибыл он как замкомфлота, а спустя несколько месяцев состоялось его назначение командующим огромным Тихоокеанским флотом.
Командующий в 33 года! Но... В послужном списке уже не только отличное окончание Военно-морской академии (успехи в учебе отмечены вручением наградного оружия), но и без малого десятилетняя служба на Черноморском военно-морском флоте (крейсеры Червона Укра[на и Красный Кавказ), введение на военном корабле четкого порядка, передававшегося впоследствии от команды к команде и через много лет; разработка системы боевой готовности одиночного корабля; разработка метода экстренного прогрева турбин (за 15-20 мин. вместо 4-х часов); отработка стрельбы на больших скоростях и на предельной дальности обнаружения цели... К моменту назначения Кузнецова на должность командующего на флоте уже действовала система Кузнецова организации боевой подготовки.
Уже были получены орден Знак почета (34 г.) и орден Ленина за активное участие в национально-революционной войне в Испании. Уже несколько лет, как о молодом командире заговорила пресса. Статья в Красной звезде Капитан I ранга вышла еще 7 ноября 1935 года.
Итак, Тихоокеанский флот... Но передадим слово самому Кузнецову: Неожиданно летом 1938 года вспыхнули хасанские бои... Я вспомнил Испанию и Картахену и думал о повышенной готовности. Пожалуй, именно в то утро родилось убеждение принять какие-то меры и создать систему оперативных готовностей. Как это пригодилось в роковую ночь на 22 июня 1941 года!..
По окончании хасанского конфликта к его наградам добавляется медаль Участник хасанских боев. Кузнецов и дальше твердо продолжает вести линию укрепления военно- морской мощи страны. Им подняты вопросы о подготовке военных моряков (по опыту инофлотов), о неограниченном приеме на службу сверхсрочников и, наконец, о статусе Владивостока как военно-морской базы СССР (с переводом торгового флота в Находку).
И еще одно событие этого года: Кузнецов берет на себя защиту и блестяще доказывает невиновность командира погибшего эсминца Решительный С. Г. Горшкова.
...И вот снова крутой поворот. Создается отдельный Наркомат ВМФ. Я вхожу в Главный военно-морской совет и в декабре выезжаю в Москву на совет и как делегат от Приморья - на XVIII съезд партии. После съезда свершился еще более неожиданный для меня крутой поворот. Ночной вызов к Сталину. Разговоры о флоте. На следующий день я был назначен первым заместителем наркома ВМФ. Заместитель наркома, которого не было! На плечи Кузнецова легла вся ответственность. И едва он вошел в курс дела, как был назначен наркомом ВМФ.
До войны с Финляндией оставалось менее 10 месяцев. Эти месяцы отмечены несколькими мирными приказами молодого наркома. Во-первых, был издан приказ о восстановлении кают-компаний как места встреч офицерского состава. Во- вторых, в Центральной военно-морской музей была передана центральная библиотека ВМФ, а сам музей переведен в здание биржи на стрелке Васильевского острова (в Ленинграде). И наконец, в-третьих, установлен День военно-морского флота СССР. По стечению обстоятельств день этот совпал с днем рождения Николая Герасимовича Кузнецова - 24 июля.
Война с Финляндией еще раз подтверждает мысли Кузнецова о необходимости укрепления обороноспособности страны. По его инициативе ведется строительство оборонительных сооружений. От Архангельска до Рыбачего, от Кронштадта до Таллинна и в Любаве устанавливаются береговые оборонительные батареи, на полуострове Ханко создается мощная военно-морская база. Кузнецов ратует за создание оборонительных минных заграждений у военно- морских баз на Черном море и на Дальнем Востоке.
По его приказу создаются 7 морских спецшкол, школа боцманов на о. Валаам (вспомните: Юнги с острова Валаам - Е. К.).
Адмирал Кузнецов (звание присвоено 04.06.40 г.) вводит дисциплинарный устав ВМФ, настаивает на изучении военной тактики вероятного противника и, наконец, издает директивы: 1. Не допускать высадки десанта на оборонительном направлении; 2. Открывать огонь по нарушителям без всякого предупреждения.
Последнее в сочетании с двумя докладами по Германии (о невыполнении обязательств по крейсеру Лютцов и о готовящемся нападении Германии) вызывают неудовольствие хозяина. Кузнецов получает от Сталина в присутствии Л. Берия выговор. Его приказ открыть огонь по нарушителям отменен.
Несмотря на это и на успокаивающие сообщения ТАСС от 14 июня, Кузнецов отдает приказ: Всем флотам перейти на боевую готовность N 2. Базам и соединениям рассредоточить силы и усилить наблюдения за водой и воздухом. Запретить увольнения личного состава, привести в порядок материальную часть... Одновременно он разрабатывает наставления по организации боевых действий. 21 июня в 21 час 50 мин. связывается со всеми флагами для выяснения обстановки и приказывает действовать без промедления при получении приказа о переходе на высшую боевую готовность.
21 июня в 23 часа Кузнецова вызывает министр обороны и информирует его о возможном нападении фашистов в ночь на 22 июня. В 0 часов 22 минуты флот переводится на боевую готовность N 1.
22 июня в 03 часа 07 минут начался налет на Севастополь и Измаил (нападению подверглись и другие базы). Врагов встретил огонь зенитной артиллерии. Война нигде не застала ВМФ врасплох.
(Продолжение следует.)
Материал подготовила Елена КОЛТУНОВА.
К оглавлению номера | Подшивка | О газете |