По итогам прошлого года композитор Алена ТОМЛЕНОВА вошла в число лучших представителей творческой молодежи нашего города и награждена почетной грамотой областной госадминистрации.
Свою первую песню Алена сочинила лет в пять, слова были примерно такие (мама запомнила): Мой лебедь плывет по воде, думы его вдалеке. Впрочем, имея в семье бабушку-арфистку и маму - профессора консерватории, трудно избежать музыкального влияния. Вот Алена и пошла учиться в школу Столярского. Секреты игры на пианино она постигала у Елены Панниковой, а основы композиции - у Яна Фрейдлина.
Влияние Фрейдлина на выбор ее жизненного призвания Алена считает едва не решающим. Известный и авторитетный в городе композитор, Я. Фрейдлин всячески поощрял развитие творческих наклонностей своих питомцев. Он не сковывал их жанровыми рамками: хочешь - сочиняй симфонию, а хочешь - песню. Знакомил ребят с творчеством таких современных авторов, как Шнитке или Пендерецкий, что в известные времена вовсе не поощрялось. А главное, давал юным авторам возможность услышать свою музыку в живом исполнении - ее играли прекрасные одесские музыканты Наталья Литвинова и Сергей Шольц. Такая возможность бесценна для любого автора, что уж говорить о подростках.
Консерваторию Алена окончила по классу композиции у Тамары Сидоренко-Малюковой. Параллельно брала уроки у киевского педагога Якова Губанова и одного из лучших композиторов России Сергея Слонимского. Слонимский, человек строгий и требовательный, даже предложил ей поступать в ленинградскую аспирантуру, но в силу ряда обстоятельств Алена не смогла принять приглашение.
Дипломным сочинением Алены Томленовой стала симфоническая поэма. Она вообще тяготеет к созданию симфонических произведений: сказывается влияние Я. Фрейдлина, который с самого начала ориентировал своих учеников на программность музыки, ее драматургическую насыщенность. Правда, сейчас приходится сочинять в основном камерную музыку - в силу того, что есть исполнители, которые берутся эту музыку исполнять. Алена активно сотрудничает с известным ансамблем Гармонии мира (давняя дружба с Сергеем Шольцем и Натальей Литвиновой продолжается), с камерным оркестром Одесской филармонии под руководством Игоря Шаврука. В этом смысле можно сказать, что ей везет (не каждый композитор способен сегодня похвастать, что его музыка звучит с концертных подмостков), но это везение полностью зависит от работоспособности и профессионализма самого композитора. Признание Алены Томленовой одним из победителей конкурса научной и творческой молодежи прошлого года - следствие ее мастерства и энергии.
Многие свои сочинения Алена предваряет поэтическими эпиграфами, находя их у любимых авторов - Пушкина, Мандельштама, Ахматовой. На стихи Мандельштама она сочинила несколько вокальных произведений, обращаться к Пушкину пока не рискует. Он для Алены (которая, кстати, сама пишет стихи) в полном смысле солнце русской поэзии, причем солнце настолько ослепительное, что пока еще не дает возможности подойти на творческое расстояние. Впрочем, близится 200- летие великого поэта, и не исключено, что это событие все же побудит одесского композитора обратиться к творчеству своего кумира. И создаст Алена свое солнце...
Гелий АЛЕКСАНДРОВ.
Фото Олега ВЛАДИМИРСКОГО.
К оглавлению номера | Подшивка | О газете |