СУД НАД ЧЕСТЬЮ

О первых днях Великой Отечественной войны, о трагической и, по сути, преступной неготовности наших войск к отражению неприятельского удара, о сметенных погранзаставах, о судьбе тех, кто пытался предупредить правительство о готовящемся нападении Германии на Советский Союз, - написано много. Неизмеримо меньше - о другом...

Предлагаемый материал - это рассказ о талантливейшем военачальнике и организаторе, единственном командующем, который, несмотря на связанные с ослушанием неприятности, сумел разработать и ввести в действие СИСТЕМУ БОЕВЫХ ГОТОВНОСТЕЙ, что позволило вверенному ему Советскому Флоту встретить роковой день начала Великой Отечественной войны во всеоружии, не потеряв в этот день ни одного боевого корабля, ни одного самолета.

Речь идет об известном всему миру политическом и государственном деятеле, прославленном флотоводце, наркоме, главкоме и министре ВМФ СССР, Герое Советского Союза НИКОЛАЕ ГЕРАСИМОВИЧЕ КУЗНЕЦОВЕ.

Том самом КУЗНЕЦОВЕ, которого крутые повороты судьбы (так, кстати, называлась одна из 4-х написанных им книг) то поднимали высоко, то кидали вниз и принуждали начинать службу сначала. Том самом КУЗНЕЦОВЕ, который ДВАЖДЫ был КОНТРАДМИРАЛОМ, ТРИЖДЫ - ВИЦЕ-АДМИРАЛОМ, носил на погонах 4 звезды адмирала флота и ТРИЖДЫ имел высшее на флоте звание - АДМИРАЛ ФЛОТА СОВЕТСКОГО СОЮЗА (два раза он получал это звание при жизни, а один раз был восстановлен в нем посмертно через 14 лет после кончины).

1. ОТ МЕДВЕДОК ДО ГРЕНАДЫ

Н. Г. Кузнецов родился 24 мая (отметьте для себя эту дату) 1904 г. в деревне Медведки (близ г. Котласа). Закончил 3 класса церковно-приходской школы и был после смерти отца отдан в люди в чайную купца Попова. В Архангельск учиться и работать в порту его вытащил дядя. Вот тогда Николай, как принято говорить, заболел морем. Набавив себе 2 года, Николай пошел служить во флот. Дело было в 1919 г. Вскоре ему удалось напроситься в боевой экипаж краснофлотской канонерской лодки и принять участие в гражданской войне.

Через год Николай после подготовительных курсов начал учиться в мореходной школе. Достоин внимания такой оригинальный факт, как обязательство служить сверхсрочно на флоте из расчета по 1,5 года за каждый месяц обучения в школе.

Остановимся на основных биографических вехах 20-х годов. Год 1921-й - вступление в комсомол, год 22-й - Краснознаменное военно-морское училище им. Фрунзе (бывший морской корпус, основанный еще Петром I). И события, девальвировавшиеся сегодня, но имевшие полноценную стоимость в те годы: практика на легендарной Авроре, участие в похоронах Ленина и вступление в партию. Но вот еще один нестандартный момент. В блестящей характеристике, где отмечаются способности выше средних, отмечается также некий перегиб - изучение двух иностранных языков вместо одного (впоследствии Кузнецов овладел еще двумя иностранными языками).

О дальнейшем отрезке жизни Кузнецова читаем в его мемуарах: Я... не стремился забираться на вершины служебной лестницы, но, признаться, мечтал стать командиром корабля - большого или малого - и, стоя на мостике, управлять им...; До командирского мостика я проходил службу нормально: вахтенный командир, помощник командира, старший помощник командира крейсера и уже после окончания Военно-морской академии был назначен командовать крейсером Червона Украина.

А дальше произошел один из крутых поворотов его судьбы, описанный в его книге На далеком меридиане: В один из спокойных дней мирной боевой учебы я получил приказ выехать в Москву неведомо зачем, а оттуда, уже не вернувшись на свой корабль, вылетел в Париж и Мадрид. За год пребывания в Испании, где Кузнецов был военно-морским атташе и главным военно-морским советником, он невольно сроднился с испанскими моряками, участвовал в боевых походах и до конца гражданской войны не мечтал о перемене места службы.

(Продолжение следует)

Материал подготовила Елена КОЛТУНОВА.


К оглавлению номера Подшивка О газете