Заокеанский гость
ОБЫКНОВЕННЫЙ ДЕТЕКТИВ
- Что касается краж, расскажу о двух случаях.
Есть в моем округе шахта по добыче серебра. Туда на склад проникли два молодых парня, похитили инструменты и два грузовика. Их ждал третий сообщник на своем грузовике. Они перегрузили украденное в его машину, а два угнанных грузовика сбросили в пропасть.
Сброшенные грузовики полиция нашла. А потом рыбная инспекция и пожарные проводили проверку домов браконьеров, тех, кто ведет незаконную ловлю и вырубку леса. Вели видеосъемку внутри дома. Я посмотрел эти кадры и... вдруг узнал бензопилу с шахты! Все трое получили по заслугам.
Да, внимательность, хорошая память и опыт помогают Хартигу раскрывать преступления. Он как бы участковый, опер и следователь в одном лице. А получается все вроде бы просто и случайно.
- В офис окружного прокурора вломились ночью неизвестные, украли три диктофона, помещение подожгли. В течение трех недель - глухо, никаких зацепок у нас не было. Потом прибыл к нам на стажировку офицер, поехали мы с ним на обыск к подозреваемому по какому-то делу, связанному с оружием. Хожу по дому и... вижу: лежат прокурорские диктофоны. Так вышли на взломщиков.
Оказалось, эти два идиота думали, что прокурор связан с мафией и у него в доме много денег. Ущерб оказался свыше одной тысячи долларов, поэтому судил их не окружной, а федеральный суд штата. Получили по шесть лет плюс еще ущерб возместить должны. Но поскольку возмещать ущерб им нечем, мы сейчас каждый раз подшучиваем над прокурором: говорим, что чек из тюрьмы пришел.
- Говорят, что и у вас, и у нас наркомания - бич крупных городов. В этом плане, Стив, по вашей специализации больших проблем быть не должно?
- Наркотики есть везде, даже в самых маленьких городках. Другое дело, что в моем округе они открыто не распространяются. Но есть люди, которые их употребляют, есть, конечно, и сбытчики. Сейчас кроме марихуаны опять все больше стал выходить на первый план героин.
- Предположим, вы получили информацию: в доме наркотики. Легко ли туда проникнуть, ведь все-таки существуют священная частная собственность, неприкосновенность жилища, частной жизни?
- Получив такую оперативную информацию, я смотрю, есть ли уже что-то на этого человека, анализирую. Потом составляю бумагу и еду с ней к судье за санкцией на обыск.
- И судья подписывает?
- Я стараюсь не ошибаться, поэтому судья доверяет мне. Он, конечно, может спросить, откуда у меня информация; однако я ему свой источник не раскрою, и он санкцию не даст. Но понимая, что существует оперативная работа, судьи обычно излишнего любопытства не проявляют.
- Вы приходите с санкцией на обыск, а хозяин не открывает?
Вместо ответа Стив делает замах, и становится ясно, что больше трех ударов кувалды в его могучих руках не выдержит самая бронированная дверь.
- Но если судья далеко, а вам позарез надо?
- Есть еще судьи в городах, есть помощники судьи, имеющие право подписи. Нет, без судьи никак нельзя.
- А личный обыск на улице?
- Пистолет, нож могу нащупать снаружи. Вообще, в каждом штате этот вопрос решается по-разному. Имея опыт, я могу нащупать пакетик с наркотиком.
Вспоминается интересный случай, связанный с наркотиками. Имелась надежная информация, что человек выращивает наркосодержащие растения. Ищем, ничего нет. В трейлере - ничего. Но обратил внимание, что электросчетчик в трейлере бешено крутится. Оказалось, что от этого трейлера к другому идут длинные провода, вот там, в другом, все и выращивалось.
- Когда произошло последнее убийство?
- Два убийства были в 1996 году.
Я проводил оперативную закупку наркотиков в одном городе. Возвращаюсь домой, и тут мне сообщают о смерти 3- летнего ребенка в другом городке. Мать утверждала, что во сне голова у него затянулась в наволочку и он задохнулся. У нас, конечно, сразу же возникли большие сомнения в том, что это несчастный случай.
- А мать раньше в поле зрения полиции попадала?
- Она только недавно переехала из Мичигана. Потом, правда, выяснилось, что кое-какие грехи там за ней водились.
Помог нам раскрыть преступление звонок бабушки, ее матери. Она утверждала, что внука убила дочь. Такую же информацию дала и соседка. Доказали мы, что убийца - мать. Ребенок мешал устройству ее личной жизни. Получила она сорок лет тюрьмы.
Другое убийство. Дети, игравшие на берегу озера, увидели плывущую бочку с открывшимся дном. В ней они нашли челюсть и одну кость.
А несколько ранее в городке Триго при таинственных обстоятельствах исчез мужчина.
Было проведено исследование ДНК по кости руки и сравнительный анализ найденных зубов с данными, имевшимися у дантиста. Экспертиза пришла к выводу, что найдены останки пропавшего мужчины.
Но исчез не только он, не было его ╪Форда╪ и кредитной карточки. Через некоторое время получаем сообщение из Лас-Вегаса, что его кредитной карточкой воспользовались. Так были задержаны двое подозреваемых. Расследование показало, что они приехали из Лас-Вегаса к своему знакомому. Поссорились, застрелили его. Труп расчленили, сожгли, останки в бочке выкинули в озеро... Убийцы тоже получили по сорок лет тюрьмы. Об этом преступлении снимали фильм и, скоро его покажут по национальному телевидению.
- Стив, стрелять вам приходилось?
- Ни разу в жизни не стрелял в человека. Несколько десятков раз приходилось приводить оружие в боевую готовность, чаще всего, когда врываешься в притон, направляешь оружие в подозреваемых. Пару раз стреляли в меня.
Пожелаем же Стиву Хатигу и всем его коллегам по обе стороны океана обходиться без перестрелок. В крайнем случае - успевать первыми.
Борис ШТЕЙНБЕРГ.