ОДНОЦИЛИНДРОВАЯ ПРОРЕХА НА АВТОМОБИЛЬНОМ РЫНКЕ

На Серпуховском автозаводе (СеАЗ) начался демонтаж конвейера, на котором изготавливалась известная инвалидная мотоколяска СЗД. После прекращения ее выпуска на авторынке России образовалась небольшая, но вполне прибыльная ниша транспортных средств для инвалидов.

Всю продукцию российского автопрома справедливо можно считать антиквариатом. Но и на этом фоне мотоколяска СЗД - продукт поистине музейный. Эту двухместную тарахтелку с одноцилиндровым мотором воздушного охлаждения от мотоцикла Иж-Планета-3 выпускали с 1970 года. Пришедшая на смену мотоколяске СЗА (той самой, которая возила героев фильма Операция Ы), она долгие годы являлась единственным транспортным средством, доступным инвалидам. Коляски (для инвалидов они были бесплатными) распределяли органы социального обеспечения.

Ежегодно СеАЗ выпускал до 11,5 тыс. мотоколясок - пока в середине 90-х годов Минсоцзащиты не передало фонды на их закупку в регионы. Те же принялись тратить эти средства на что угодно, кроме целей, на которые они были выделены. В результате в 1997 году была изготовлена всего 371 мотоколяска, а завод полным ходом наращивал производство микролитражного автомобиля Оки. В этом году мотоколяску решили-таки снять с производства. Сейчас на СеАЗе заканчивается демонтаж конвейера, где изготавливалась СЗД, а последние образцы этой продукции обосновались на вечную стоянку на сбытовых площадках завода.

Однако ездить инвалидам на чем-то надо: серийные автомобили с обычным управлением не годятся для людей, потерявших по воле судьбы руку или ногу. За последний год разработано несколько финансовых схем, позволяющих продавать инвалидную технику местным органам социального обеспечения на основе взаимозачетов.

Объем взаимозачетного рынка инвалидных машин оценивается примерно в 7 тыс. штук в год (то есть около $ 20 млн). После снятия СЗД с производства этот рынок оказался наполовину пустым: ежегодно СеАЗ выпускает не более 4 тыс. машин ВАЗ-11113 в инвалидной комплектации.

Недавно попытку выйти на перспективный рынок инвалидных автомобилей предприняло АО Москвич. Но, изготовив для столичных органов соцобеспечения не более сотни Москвичей с ручным управлением, завод борьбу за собесовские деньги на этом завершил. Так что ниша на рынке, объем которой составляет несколько тысяч машин в год, остается пустой.

Кирилл ГОРСКИЙ.


К оглавлению номера Подшивка О газете