ОДЕССКИЕ ТРАМЫ И ДРАМЫ

Часть 3.

Нынче модны дискотеки, до них были танцплощадки, а до того - Дома культуры, ДК... А что было в Одессе в тот день, когда она стала Одессой?.. Александр Дерибас весьма категоричен в своем заявлении: Одесса начала танцевать с первого дня своего основания. Где? Вначале - на ярмарочных майданах и майданчиках, а позже... В Старой Одессе он описывает один из забавных танцевальных эпизодов. Одесская купчиха Рожнова получила от магистрата разрешение на устройство у себя бала в ночь на 1 января 1800 г. - по случаю начала XIX века. Когда музыканты начали играть съезжающимся встречный марш, явился полицейский пристав, запретивший новогодние танцы.

Лишившись ожидавшегося заработка, Рожнова пожаловалась магистру на действие полиции, сославшись при этом на то, что такое же увеселение, как недозволенное ей, было, однако, разрешено другой предпринимательнице, ея соседке, еврейке Рухле. Может быть, - добавим от себя - это было сделано потому, что еврейка Рухля Давидова была австрийскоподданная. Ну как тут не вспомнить турецкоподданного О. Б.!

Свои убытки Рожнова оценила в 47 руб. 40 коп., что по тем временам были немалые деньги. Получила ли она их - неизвестно, - заканчивает Дерибас.

В начале XX века подсчитывать убытки пришлось не только купчихе Рожновой, но и еврейке Рухле, ибо

на майданi, бiля церкви революцiя iде...

И танцевать в Одессе по этому случаю стало практически негде. Кстати, и все танцы в начале двадцатых годов были отменены как буржуазное, чуждое пролетарской культуре явление. Вместе с галстуками, регистрацией браков и прочими пережитками капитализма...

И все же давайте немного отвлечемся от нынешнего, такого некомфортабельного быта. Сядем в бесплатный трамвай и поедем в один из культурных центров Одессы. Я знаю, что в 1994 году в Одессе функционировали 22 Дворца и Дома культуры, а также клубы. Не буду вас утомлять перечислением, тем более что многие из них, в связи с тем, что нынче часто, завююживает, приказали долго жить.

И если вы согласились сесть вместе со мной в трамвай воспоминаний, то знайте, что 60 лет назад в Одессе было 29 клубов и Дворцов культуры, не считая центров национальных культур, таких, как, например, Будинок [вр. культури - вул. 15-рiччя Р. С. мiлiцi], 43а, при котором была открыта еврейская центральная библиотека. И таких национальных уголков культуры было немало: клуб польский, что размещался в том же здании, также имел свою национальную клубную библиотеку. Если прибавить сюда одиннадцать театров, среди которых опять-таки важно выделить национальные такие, как еврейский, немецкий и болгарский колхозные театры, то тогдашнему любителю театрального действа было куда пойти. Мы уже не говорим о знаменитом Одесском оперном. Преемственность - величайшее достояние каждой уважающей себя культуры. И одесская культура - ей-Богу - того стоит, чтобы ее сохраняли и приумножали.

Чтобы исчерпать нашу развлекательную программу- прогулку по Одессе шестидесятилетней давности, отметим, что в тогдашней культурной жизни нашлось место и для фонотеки, правда, единственной в городе - Одеська комсомольська бiблiотека грамофонних пластинок находилась по адресу: Театральный пров., 18, и заведовал ею в те годы тов. Кантерман К. И. А вот чем располагала та комсомольская фонотека и какую музыку пропагандировала - догадывайтесь сами... Чтобы помочь вам в тех догадках, скажем еще о том, что по адресу: Ярмарковий майдан, 1 располагался в ту пору Клуб 4-х повiшених и там же - клубна бiблiотека 4-х повiшених. Если вы не верите, можете заглянуть в адресну i довiдкову книгу Одеська область, видавництво Чорноморська комуна, 1935 р., стор. 214-215.

А теперь вопрос: вы бы пошли в такой клуб на танцы или в библиотеку? То-то и оно!

Вспомнились в связи с этим один из крупнейших художников смутного времени Питер Брейгель Старший и та картина его, где на первом плане танцующие пары, а на втором - виселицы... Но разве возможно привыкание к террору, разве такое не противоестественно?! Вспомните Рассказ о семи повешенных Л. Андреева, После бала Льва Толстого, вспомните автора Аленького цветочка Гаршина и его - в буквальном смысле слова: самоубийственный протест против всякого террора. Они негодовали! А тут - нате вам: КЛУБ 4-х ПОВЕШЕННЫХ - ?!.. Танцы на костях предков (дело шло, вероятно, о народовольцах-цареубийцах). Такое уже было однажды в большевистской Одессе, когда на месте 1-го христианского кладбища разбили парк Ильича. И в наши дни этот вандалистский опыт был повторен со 2-м еврейским кладбищем. Мертвые сраму не имут. А живые?..

Анатолий ШАХЛИЕВИЧ


К оглавлению номера Подшивка О газете