УГОЛОК МАЧО, НАСТОЯЩЕГО МУЖЧИНЫ

ПАТРОН БОКСЕРА. КАКОЙ ОН СЕГОДНЯ?

Спецы, искушенные в стрелковом оружии, знают: любая нормальная модель, созданная под патрон Георга Люгера образца 1902 года, практически обречена на успех. Разработка Люгера почти столетней давности и сегодня успешно выдерживает конккренцию: пистолетный люгеровский патрон 9х19 мм девятьсот второго года взят за основу унифицированного патрона НАТО.

Во всем мире, как правило, конкретные образцы оружия почти всегда создавались под конкретный, существующий патрон - этот принцип, в общем, остался в силе и в наши дни.

Первый штатный боеприпас - унитарный патрон был запатентован немцем Дрейзе в 1827 году (подразумевается патрон в том виде, в котором он знаком нам сегодня: заряд, пуля (дробь, картечь) и капсюль, встроенные в гильзу. Затем было изобретено еще несколько промежуточных вариантов, но лишь в 1861 году английский полковник по фамилии Боксер изготовил первый образец унитарного патрона центрального огня.

Уже к 1914 году патрон Боксера был максимально усовершенствован и не претерпевал больше значительных изменений. А лучшие образцы стрелкового оружия XX века стали таковыми в том числе и благодаря лучшим боеприпасам, под которые они были созданы, и примеров тому множество: великолепная винтовка Мосина, револьвер Нагана, и т. д. Наш знаменитый ТТ, выдержавший испытания войной и остающийся сегодня на вооружении в 30 странах мира, тоже создавался под маузерский 7,62 мм патрон с прекрасными баллистическими данными. Пистолет Макарова не стал таким популярным во многом и из-за недостатков патрона Макарова 9Х17 мм 1951 года выпуска, значительно уступающего по своим характеристикам вышеупомянутому патрону Люгера 1902 года. Зато советский автоматный патрон 7,62 мм Калашникова дал фору промежуточным патронам всего мира - он и сегодня принят за стандарт не только в странах бывшего соцлагеря и в большинстве развивающихся стран, но и, к примеру, в Финляндии и Португалии.

Сегодня в силу развития значимости различного рода специальных подразделений в мире особое внимание уделяется штурмовым винтовкам. В США по этому поводу даже принята программа ACR - боевая винтовка будущего. Большинство моделей третьего тысячелетия отличает использование новых материалов - металлокерамики, углепластика, схемы зарядки булпап (магазин размещен в полом прикладе, что обеспечивает большую компактность), облегченных боеприпасов, а также малый калибр и бешеная начальная скорость пули. К примеру, винтовка Штейр- Манлихер имеет калибр 5,56 мм, пластиковую облегченную гильзу и особую пулю - стальную стрелку диаметром 1,6 мм, длиной 41,5 мм и весом 0,66 грамма с начальной скоростью в 1491 м/с (заметим, что у большинства автоматов эта скорость не превышает 700-800 м/с).

Винтовка AAI, созданная в рамках американской программы ACR, тоже имеет облегченный патрон и начальную скорость пули 1402 м/с. А немецкая фирма Хеклер и Кох разработала штурмовую винтовку на основе безгильзового боеприпаса калибра 4,92 мм - пуля полностью утоплена в сгораемом заряде, покрытом специальным лаком. При выстреле лак сгорает вместе с капсюлем, это позволяет обойтись без гильз и гильзовыбрасывателя, что намного повышает надежность оружия и уменьшает вес винтовки.

Интересны разработки российских спецпатронов для стрелкового комплекса Гроза - 9 мм патроны СП-5, СП-6 имеют улучшенные баллистические характеристики и антирикошетные свойства для выполнения задач в городе - например, по освобождению заложников. Бесшумный российский пистолет МСП и стреляющий нож разведчика НРС- 1, 2 созданы под патроны 7,62 мм с толкателем, запирающем газы после воспламенения в гильзе, что и позволяет добиться отсутствия звука выстрела.

А вот новый украинский пистолет, который в экспериментальном порядке уже поступает в учебные подразделения МВД, создан под макаровский патрон 9 мм, что обусловлено, по всей видимости, экономическими причинами. Конструкция Форта, по мнению специалистов, позволяет более удачно использовать энергию патрона 9Х17, чем это удалось Макарову в пээме. На смену которому у нас, наверное, скоро и придет украинский Форт-12.

Е. НАЗАРЕНКО, Е. СТЕБЛИВСКИЙ.


К оглавлению номера Подшивка О газете