ПАССАЖИРСКИЙ ФЛОТ УКРАИНЫ. ПРОЩАЙ НАВСЕГДА?


Боги неба, боги моря,

Ваш безумный хоровод

Нас несет в неравном споре:

Неужели наш черед?

Так ведь ужели. Уже совсем скоро независимая Украина в неравном споре с бездумной экономической политикой станет независима от пассажирского флота, возможно, и вкупе со всем торговым флотом страны. Кажется, пора заказывать реквием пассажирскому флоту Украины, и не вернутся более в родное гнездо - Одессу - раскиданные по всему мировому океану белокрылые морские птицы - красавцы океанские лайнеры. Но, увы, все распродано, денег на реквием вряд ли найдутся.

Так что же такое пассажирский флот сегодня: миф или реальность? Почти тридцать океанских лайнеров работали успешно на мировом туристическом рынке и приносили государству не только свободную и конвертируемую валюту, но и славу стране, дававшей таким образом всему миру понятие о себе как о весьма цивилизованном сообществе. Потому что наши флотские люди работали на европейском уровне обслуживания международных круизных линий, и мир понимал, что и вся эта страна находится в Европе. Это миф! То есть все это в уже далеком прошлом.

Много великолепных, завораживающих своим ни с чем не сравнимым очарованием уголков, улочек и улиц, площадей и целых кварталов в городе Одессе. Но самым шикарным местом, вне всяких сомнений, является морской вокзал. На сегодняшний день - лучший в Европе! Это реальность. Но все реже можно увидеть возле причалов этого европейского морского вокзала какое-либо пассажирское судно, на трубе которого обозначен бы был по голубому фону золотой державный трезубец. Это тоже реальность.

Можно отключать в Одессе периодически электричество, можно попробовать то же с газоснабжением, но чего невозможно отнять у города, так это море. Но можно отнять у Одессы флот!

ЧМП. Черноморское морское пароходство. Дважды морское даже в названии. Без преувеличения можно сказать, что со времен оных чуть ли не половина Одессы жила от морского флота. Более трехсот грузовых судов и около тридцати пассажирских привозили в город добытые по всему мировому океану денежные средства и сладкий аромат неведомого чужеземья.

Несколько портов, судоремонтные заводы, санатории, гостиницы, невероятное множество прочего добра - это тоже ЧМП. И это тоже миф. Тридцать тысяч человек плавсостава, которых ценили по достоинству даже КГБ и райкомы КПСС, высококлассные специалисты: судоводители, механики, на пассажирах, вылощенная на европейском рынке сервиса обслуга - это реальность, которая не может превратиться в миф. Потому что такое количество морских профессионалов нельзя уничтожить так же быстро, как торговый флот Украины. Морские люди Одессы разбрелись работать по всему свету. Чему сегодня способствуют расплодившиеся, как продуктовые лавки, коих сейчас в городе не менее одной на каждый жилой дом, посреднические фирмы - их в Одессе более ста сорока. И все имеют работу. Потому что товар-то хорош. Наши моряки идут на мировом рынке весьма неплохо. Кстати, сам собой напрашивается вопрос: а для кого готовит кадры наша морская академия? Обучает за государственный счет классных специалистов для морского флота, которого нет? Уйдут ребята работать на дядю Сэма? Дай им Бог хорошего заработка, но почему Украина должна готовить морские кадры для зарубежных дядьев- судовладельцев?

Лишь в сфере сервиса филиппинцы оказались получше наших, по крайней мере, еще дешевле. Но и в этой сфере есть определенные достижения. Автор лично знает одесского бармена, который по прямому контракту работает на американском суперлайнере Галакси (три тысячи пассажиров загрузка), а еще один трудится успешно на Куин Элизабет II. Можно было бы работать с такими специалистами и на нашем пассажирском флоте.

Но пассажирского флота Украины уже нет! Государство покинуло его. Люди, от которых зависит судьба флота, рассматривают его как некую, далеко не священную корову и видят в сей корове только вымя.

Однако на сегодняшний день от самого огромного предприятия на всей территории бывшего Советского Союза, от самой колоссальной судовладельческой и судоходной компании мира, авуары которой по некоторым оценкам доходили до трех миллиардов долларов, на сегодняшний день не осталось практически ничего. По мнению специалистов и прогнозам ветеранов флота, ЧМП объявится банкротом не позднее мая-июня сего года.

А что дальше? Если вспомнить, что транспорт - это кровеносная система всей экономики страны, а морской флот - неотъемлемая часть этой системы, если взглянуть по- хозяйски на эту важнейшую проблему, то окажется, что есть еще шансы на то, чтобы остаться на плаву. Не хотелось бы напоминать, особенно тем, кто это видел, трагическую картину погружения тонущего судна в бездонную пучину. Сердце щемит похлеще, чем при виде расстрела.

Один мудрый человек, президент Украины, осенью 1997 года пообещал триста миллионов долларов на спасение тонущего морского гиганта - ЧМП. Скорее всего это уже не реально. Черноморское морское пароходство сейчас не выручит ничто и никто.

Но можно было бы еще спасти пассажирский флот Украины. Есть фирма Укрпассфлот - аморфная, никчемная, но официальная, и под ее эгидой с государственной поддержкой можно было бы остановить уничтожение пассажирского флота Украины. Надо только дать юридическую волю этой Укрпассфлот, хоть бы оффшорную. А люди в этой фирме работают крепкие, знающие специфику туристического морского бизнеса, люди, готовые порадеть во славу не только экономического процветания, но и желто-голубого флага Украины, того флага, который могли бы разнести по всему мировому океану суда пассажирского флота нашей страны.

Еще жизнедействуют прекрасные мореходы Ш. Руставели и Т. Шевченко. Еще можно отделить юридически долги ЧМП от долгов Укрпассфлота и спокойно вернуть в родное лоно Одессу и Грузию. При всем этом не пострадают интересы сегодняшних распорядителей наших пассажирских теплоходов. Теплоходов, которые по тем или иным причинам ушли в те или иные руки. Что ушло, то ушло.

Что ушло, то из сердца вон? Да вряд ли. Останутся в доброй памяти моряков все те, что отправлены в неведомые дали: сначала Белоруссия, ставшая Казахом-2, потом Казахстан, переименованный в гордое имя Украина, флагман якобы флота. Украина теперь стыдливо затеняется некой американской этикеткой. Азербайджан - Аркадия, а сейчас Айленд холидей, и так далее. Если перечислять, не хватит места в статье.

Так что же? Все эти люди, распорядители наших пароходов, не имеют сердца, чувства Родины? Нет, несомненно, вопрос этот не в эмоциях заключается. Вопрос архигосударственного значения. Потому что флот - достояние всей страны и думать о нем прежде всего должны государевы люди.

Итогом сказанного, могут быть слова Леонардо да Винчи: Волна бежит от места своего возникновения, а вода не движется с места, как волна колосьев на ниве: волны бегут, а нива на месте. Так пусть волны бегут, а нива на месте? Или это только у нас волна может пробежать вдруг там, где уж нет ни нивы, ни тем более колосьев? И все? И стоячая вода и дальше будет покрываться тиной забвения и фекалиями окончательной разрухи пассажирского флота независимой Украины? Может быть, ветераны, труженики моря, все, кому небезразличны проблемы, поднятые в этой статье, откликнутся, выскажут свои мнения и предложения по спасению еще чуть-чуть не совсем добитого флота?

И еще. Владимир Семенович Высоцкий: Но мне хочется верить, что это не так, что сжигать корабли скоро выйдет из моды!

А. КАРПЕНКО-РУСЫЙ, мореплаватель с двадцатилетним стажем, писатель.


К оглавлению номера Подшивка О газете