МИХАИЛ РЫБАК

ЗАПИСКИ ФОТОРЕПОРТЕРА

15. БРОНЗА В ТУМАНЕ

В 70-е годы футбольная команда Черноморец была в полном смысле слова грозой авторитетов. Побеждали наши земляки и прославленных московских спартаковцев, и грозных динамовцев Киева, и мощное ЦСКА. Футбол в те годы был в почете, и неудивительно, ибо в высшей лиге страны участвовали клубы, с которыми считались сильнейшие европейские команды. Более чем за два часа до начала матча не только прилегающий вплотную к парку Шевченко Сабанский переулок, но и улицы Жуковского, Канатная были запружены толпами болельщиков. Казалось, вся Одесса болеет за команду моряков. Так называли Черноморец неслучайно, ибо команду опекало могущественное, богатое Черноморское пароходство. К тому же футбол считался партийной игрой, судьба которого волновала не только местные, но и центральные партийные органы.

Не было секретом, что главным болельщиком нашей республики был первый секретарь ЦК Компартии Украины Щербицкий. Рассказывали, что однажды во время посещения Симферополя он, прервав все дела, вдруг обратился к первому секретарю Крымского обкома Кириченко с вопросом, когда начинается футбольный матч Таврии, которая сегодня принимает российскую команду. Кириченко, не имевший на свою беду никакого понятия о футболе, распорядился разузнать, и через несколько минут помощник сообщил, что игра начинается через час. Вызвали автомобиль, и в тот день, к удивлению спортивного руководства, в гостевой трибуне впервые появился Кириченко, сопровождавший высокого киевского гостя- начальника.

Через какое-то время Кириченко назначили первым секретарем Одесского обкома. В первый же день своего правления Николай Карпович справился о делах Черноморца и с тех пор не пропускал ни одного матча, к радости подчиненных, для которых футбол всегда был праздником...

В тот день возбуждение болельщиков достигло предела, и задолго до судейского свистка трибуны 40-тысячного стадиона были переполнены так, что и за последними рядами, и в самых неудобных местах за воротами стояли зрители. Во время футбольного матча вся одесская милиция находилась на стадионе, готовая в любой его точке при необходимости утихомирить распоясавшихся болельщиков, и эти дни (во всяком случае, после полудня и до окончания матча) можно было грабить квартиры в любом районе города. Но я не помню случая таких массовых краж то ли потому, что о них не сообщали по причине отсутствия гласности, то ли потому, что квартирные воры тоже были на стадионе. Последний матч сезона команда моряков, возглавляемая заслуженным тренером Ахмедом Алескеровым, проводила на своем поле против сильной команды московских динамовцев. Заканчивался сезон 1974 года.

Первый тайм начался при весьма благоприятной погоде. Мы вели съемку за воротами гостей - 5-6 корреспондентов из одесских газет. И, конечно же, болели за свою команду. Ничья могла принести Черноморцу самый высокий в его жизни результат - бронзовые медали. Неудивительно, что матч был на редкость упорным, и на перерыв команды ушли при нулевой ничьей. Одновременно со свистком судьи, возвещающими о начале второго тайма, с моря на стадион начала наступать плотная серая дымка, которая в течение нескольких минут превратилась в молочный беспросветный туман. В самом худшем положении оказались вратари и фоторепортеры, ибо полевые игроки хоть локтями чувствовали друг друга. Моряки во втором тайме ни на миг не покидали ворота гостей. В объективе видны были только тени игроков на белом фоне. И вдруг из тумана в нижний угол ворот ворвался расплывчатый предмет. Рванулся вратарь, и в прыжке отбил мяч. Туман становился все плотнее, но судья довел игру до конца. Весь стадион взорвался таким гулом, свистом, что в этот миг узнали о медалях Черноморца прохожие на Дерибасовской и дальше. В один из осенних дней памятного 1974 года, когда футболистам в торжественной обстановке вручали бронзовые медали, команду поздравляли представители разных слоев населения. Любимец одесситов, народный артист Михаил Водяной, закончил свое остроумное поздравление словами:

- Как вам нравятся наши ребята? Они даже в таком тумане нашли бронзу!

Фото автора.


К оглавлению номера Подшивка О газете