Выход новой книги - всегда событие. Тем более, если книга посвящена древней истории Киевской Руси. Эту тему разрабатывает одесский писатель Павел Мацкевич, чей роман Кровные выпущен буквально несколько дней назад в издательстве Оптимум, которым руководят Б. Эйдельман и А. Либин, много сделавшие для того, чтобы это произведение увидело свет.
Писатели обычно не любят рассказывать истории рождения своих произведений, поскольку книги, как правило, создаются за письменным столом - и не более того. Но появление романа Кровные столь необычно, что мы попросили Павла МАЦКЕВИЧА поведать эту историю.
- Конечно, я не помню, в какой именно день у меня возник замысел романа. Зато хорошо помню, с какой именно точки начался поиск. Виной всему слово окаянный. В нынешнем понимании смысл этого слова прямо противоположен его древнему значению. А означало оно несчастный, бедолага. Это не было открытием само по себе, но удивительную нестыковку в приложении к князю Святополку оно мне указало. Выяснилось, что именно летописное повествование о злодеяниях Святополка и привело к изменению значения слова.
Литературу по интересующему меня вопросу приходилось разыскивать в самых разных местах. Удача улыбнулась мне, поскольку повезло поработать даже в архивах патриаршей библиотеки...
Роман создавался несколько необычно. Похоже на то, что он не мог не быть написан. Во время работы над этой темой у меня все более крепло ощущение, что мое подсознание использует информацию, которой почти через 1000 лет пращуры дозволили коснуться. Весь роман представляет собой не выдуманный, а увиденный в сознании, словно кинофильм, отрезок из жизни наших предков, где я жил с ними бок о бок.
Того, что происходило со мной, не понимаю и тем более не хочу и даже не пытаюсь объяснять. Модные ныне намеки о переселении душ ни в коей мере не связываю со своим состоянием. Однако мое видение прошлого иногда просто пугало своей яркостью или, вернее сказать, ощущением своего присутствия при описываемых событиях. Дело несколько раз доходило до попыток отказа от работы. Но здесь вновь начиналось что-то совершенно необъяснимое. Кто-то или что-то заставляло переносить на бумагу то, что я видел своим мысленным взором. Но настоящая битва, долгое время смахивающая на трагедию, началась с той минуты, когда роман был окончен.
Дело в том, что я трижды уничтожал совершенно оконченную рукопись. То ощущение, что чья-то воля заставляла меня 2 окончить работу, пугало и требовало протеста. И я, признаюсь честно, стал воевать с собственным произведением. Палил его в печке! Подчистую, вместе с черновиками! А далее (можете не верить; мне самому иногда это кажется неправдоподобным) чья- то неведомая воля, которой нет сил сопротивляться, прямо- таки заставляла меня с лихорадочной поспешностью, все восстанавливать. Так что фраза Воланда Рукописи не горят в моем случае получила полнейшее подтверждение. Далее: в поезде у меня украли сумку с документами, рукописью и кое- какими вещами. И через некоторое время воры переслали рукопись по почте, но, правда, только ее одну.
Но и сам выпуск книги представляет собой весьма необычную историю. Семь(!) месяцев рукопись лежала в типографии! То ломалась печатная машина, то кончалась краска, то не было проволоки для прошивки...
Апофеоз ужаса: когда обложка была готова, то оказалось, что она по ширине не подходит и ее надо делать заново. И вновь ожидание в месяц... В результате у меня пропал голос и до сих пор не восстановился...
А еще говорят, что мистике нет места в нашем времени!
Роман Кровные - первая часть трилогии, сочиненной Павлом Мацкевичем. Следующие две части ждут своего выхода. Но тут должен сказать свое слово читатель. В том, что такой читатель есть, нет сомнения: ведь интерес к Киевской Руси в последние годы сильно возрос, а сочинение одесского автора представляет не только оригинальную историческую версию, но и увлекательное чтиво.
Андрей ТИШКОВ.
На фото: Павел Мацкевич.
К оглавлению номера | Подшивка | О газете |