ВСЕМ ГОРОДАМ ПО БЮДЖЕТУ, ОДЕССЕ..?

Одесский городской Совет обратился в Высший арбитражный суд Украины с иском. Его суть: признание недействительным решения облсовета Об областном бюджете Одесской области на 1998 год. Согласно докменту, 83% налога на прибыль городских предприятий будет зачисляться в областной бюджет. Хотя непосредственно в Одессе находится до половины промышленных предприятий, имеющихся в области.

Впрочем, суть проблемы не сводится к неумению поделить бюджетные деньги к обоюдному удовольствию области и города. Очередное арбитражное дело будет лишь частью затянувшегося конфликта городской и высшей исполнительной власти, который последняя всеми силами старается локализовать. Чтобы другим городам неповадно было.

Прихоите завтра...

Впервые разное понимание этого вопроса городской и областной исполнительными властями обозначилось четыре года назад аналогичным иском в Высший арбитраж. Горсовет добивался финансового обеспечения делегированных государством полномочий. Облсовет аккратно исполнял Закон о бюджетной системе. Тогда иск рассмотрен не был. Городу объяснили, что решение подобных споров - прерогатива Конституционного суда (к тому времени он еще не был сформирован). На все расходы по социальной сфере органам местного самоуправления оставлен один процент все того же налога на прибыль.

В итоге за период с 1996 по 1997 годы долг горсовета перед бюджетными предприятиями составил 70 млн гривен. Дабы не усугублять ситуацию, горфинотдел обратился в Кабинет Министров с требованием выполнить свои обязательства по отношению к местной власти. На что в Кабмине резонно ответили: разбирайтесь с областью. Такова предыстория еще двух абитражных исков горсовета, но уже к Кабинету Министров.

Оптимистически настроенные городские власти считают, что в этот раз у них есть все шансы добиться справедливости. С момента их первого арбитражного опыта отечественная правовая база претерпела значительные изменения - Верховна Рада Украины ратифицировала Европейскую хартию местного самоуправления. Конституцией Украины определены и закреплены его бюджетные права.

Бедный бедному не товарищ

Хотя и при удачном исходе дела страсти улягутся ненадолго, - считает начальник городского управления экономики территориального развития и промышленности горисполкома Николай Шутов. В Украине останется неизменной модель централизовано организованного государства, при которой 90 % всего созданного в стране продукта распределяется через высшие органы государственной власти. А раздаваемые ею обещания снова придется выполнять местной.

- На фоне затяжного бюджетного дефицита финансовые притязания Одессы могут показаться по меньшей мере необоснованными. Но исключительность нашего государства проявляется еще и в том, что при всеобщей бедности каждый регион беден по-своему. Проведенный нами опрос аналогичных структур городов-миллионников показал, что бюджетная обеспеченность Одессы и в нынешнем году останется самой низкой. На каждого одессита предусмотрено израсходовать 147 гривен. Для Киева эта сумма в 3,23 раза больше, для Днепропетровска - в 1,46, Запорожья - в 1,51, Львова - 1,37 раза.

И Конституцию (в частности ст. 143, предусматривающую отнесение к местному бюджету отдельных общегосударственных налогов) каждый регион трактует по-своему. Киеву оставлено 100 % налога на прибыль, Днепропетровску - 53 %, Львову - 63 %, Харькову и Запорожью по 50 %, Одессе - 17 %. Подобная ситуация и с подоходным налогом.

Поэтому, пустившись во все тяжкие судебных разбирательств, Одесский горсовет одновременно избрал путь самостоятельного зарабатывания средств для местного бюджета.

Как это делается в Одессе

Мобилизация собственных средств позволила увеличить долю города в объеме поступающих бюджетных платежей до 28 %. Самым простым и, главное, быстрым способом увеличить доходную часть сказалось использование коммунальной собственности. А именно - ее приватизация и аренда. За четыре года это принесло городу 52 млн гривен. Правда, источник легких денег быстро иссяк. И городской власти пришлось спешно искать ему замену.

При этом выяснилось, что деньги лежат в буквальном смысле под ногами. Речь идет о рациональном использовании муниципальной земли. Сегодня налог на землю является вторым по значимости бюджетным платежом. При том, что в городе пока не применялся принцип прогрессивного налогообложения. Кардинально решить земельный вопрос горсовет мог задолго до окончания малой приватизации, тем самым уменьшив дефицит местного бюджета. Однако опасения быть непонятым своими же согражданами до недавнего времени брал верх над искушением пополнить казну.

И все же стабильная нехватка денег сделала свое дело. В феврале этого года Одесский городской Совет утвердил дифференцированные ставки земельного налога. К слову, именно их отсутствие стало причиной того, что едва ли не в центре курортного города в свое время были построены промышленные предприятия. Подготовленный проект их переноса за городскую черту не воплотился в жизнь из-за отсутствия достаточных средств. Теперь же, проводя жесткую земельную политику, началом которой стало введение новых ставок, можно было бы добиться желаемого.

Однако горсовет Одессы не планирует применять силовые меры. Такие, к примеру, как установление коэффициента земельного налога обратно пропорционального эффективности использования земли. Но и оставаться добрым дядюшкой городу становится все трудней.

Сегодня органы городского самоуправления поставлены в такие условия, при которых хоть как-то поддерживать социальную сферу можно заведомо непопулярными действиями. А именно: максимально увеличивая местные налоги. Бесперспективность такой модели взаимоотношений города и предприятий вполне очевидна. Но, к сожалению, местному самоуправлению не отведена решающая роль в зарабатывании и расходовании средств. При нынешнем подходе государства к этому вопросу кажется крамольной сама мысль передать предприятия в ведение муниципалитета. Хотя такой поворот событий устраивает обе стороны. Прибыль от деятельности коммунального предприятия поступает в местный бюджет. В свою очередь, город частично обеспечивает загруженность опекаемого предприятия и предоставляет определенные льготы по местным налогам и сборам.

Увы, отечественные законы лишают предприятие права выбора, а горсовет - возможности участия в разгосударствлении крупных промышленных объектов. Утешает лишь то, что все мы давно научились успешно обходить острые углы отечественной законодательной системы. Специалисты городского управления экономики территориального развития и промышленности горисполкома разрабатывают проект создания инвестиционной компании, в которой муниципалитету должно принадлежать не менее 25 % акций. Являясь ее учредителем, город станет активным субъектом фондового рынка. И кроме пути к сближению с предприятиями, откроется наконец реальная возможность сотрудничества с потенциальным инвестором.

Муниципалитет Одессы понимает, что любое проявление экономического инакомыслия в условиях нынешней правовой системы малой кровью не обойдется. И все же выбранное им направление в руководстве лучше длинной очереди за деньгами, в которой сегодня вынуждают стоять регионы.

Елена ДЕМИНА.


К оглавлению номера Подшивка О газете