РАБОТА НЕ ВОЛК? В ЛЕС НЕ УБЕЖИТ?

Еще как убежит! Не поймаешь! Не найдешь! Особенно ту, за которую деньги платят. А впрочем, и ту, за которую только обещают платить или платят с задержкой зарплаты на полгода-год, тоже найти нелегко.

Вот и появились у нас биржи труда, то есть службы занятости. И к конституционному праву на труд прибавился Закон о занятости населения, а к нему начали добавляться поправки и изменения.

В конце 1997 года ВР Украины приняла Закон О внесении изменений к Закону Украины О занятости населения.

Граждане, прислушивающиеся к радио и присматривающиеся к телевидению, уже знают, что с 25 декабря ушедшего 1997 года в соответствии с новой редакцией Закона безработными считаются трудоспособные граждане трудоспособного возраста, не имеющие из-за отсутствия работы заработка или других предусмотренных законодательством доходов и зарегистрированные в госслужбе занятости как ищущие работу и готовые и способные выполнять подходящую работу.

При этом в случае отсутствия подходящей работы решение о предоставлении гражданину СТАТУСА БЕЗРАБОТНОГО принимается службой занятости не с одиннадцатого, как было раньше, а с восьмого дня после регистрации в СЗ.

Таким образом, безработный может рассчитывать на получение материальной помощи на целых 3 (три) дня раньше, нежели было указано в старом Законе.

И еще, граждане, оставшиеся без работы (уволенные) по инициативе работодателей (то есть по статье 40, п. 1 КЗоТ), при условии регистрации в СЗ получают предусмотренные государством особые гарантии, если регистрация была произведена в течение 7 календарных дней после освобождения с работы (вместо не позднее 10 календарных дней до окончания 3-месячного срока после увольнения). При этом, если уволенный работник без уважительной причины не зарегистрировался в СЗ своевременно, он утрачивает право на особые гарантии и льготы, предусмотренные ст. 26 Закона о занятости населения, и сроки выплаты пособия по безработице, а также размер пособия устанавливаются для него на общих основаниях.

В новой редакции закона предусмотрены как ответственность, так и поощрения работодателей, участвующих в разрешении проблемы занятости населения. Поощрение выражается в том, что в соответствии с законодательством Украины работодателю могут быть предоставлены льготы в отношении налогов и других платежей в бюджет.

За какие же заслуги эти льготы могут быть предоставлены работодателю? Это может быть организация оплачиваемых общественных работ, создание дополнительных рабочих мест или использование свыше установленной квоты труда граждан, не конкурентоспособных на бирже труда и таким образом нуждающихся в социальной защите.

Кто же относится к последней категории?

Это женщины, имеющие детей в возрасте до 6 лет, одинокие матери, имеющие детей в возрасте до 14 лет или детей-инвалидов.

Это молодежь, закончившая или прервавшая учебу в средних общеобразовательных школах, профтехучилищах либо освободившаяся от срочной военной или альтернативной службы и которой представляется первое рабочее место.

Это дети (сироты), оставшиеся без родительской опеки, а также подростки, которым исполнилось 15 лет и которые по согласию одного из родителей (или лица, заменяющего их) могут в виде исключения приниматься на работу.

Это лица трудоспособного возраста, но при этом подошедшие к пенсионному рубежу, - мужчины, достигшие 58 лет, и женщины, достигшие 53-х лет.

И наконец, это лица, отбывшие наказание или прошедшие курс принудительного лечения.

Ныне законодательно закреплен не только порядок предоставления дополнительных гарантий гражданам, нуждающимся в социальной защите, но и предоставлены полномочия местным органам государственной исполнительной власти, работодателям и службе занятости.

Местная госадминистрация и исполнительные органы Советов по заявкам СЗ бронируют на предприятиях и в учреждениях или организациях (независимо от форм собственности) с численностью более 20 человек около 5 % общего количества рабочих мест по рабочим профессиям, в т. ч. с гибкими формами занятости.

С работодателей, отказавших в приеме на работу в пределах установленной квоты (брони) гражданам, на которых распространяются гарантии, взимается штраф в 50- кратном размере необлагаемого налогом минимума доходов граждан (за каждый отказ). Получаемые средства направляются в местные фонды СЗ и могут быть использованы для финансирования предприятий, создающих рабочие места сверх квоты для вышеуказанных категорий населения.

Штрафы могут быть также наложены на организации, не выполнившие свои обязательства по трудоустройству заявленных заранее специалистов. Эти деньги пойдут на компенсацию расходов, связанных с их трудоустройством, переподготовкой, выплату помощи по безработице. Все организации, предприятия и учреждения (независимо от форм собственности) по закону обязаны зарегистрироваться в местных центрах занятости как плательщики сборов в государственный Фонд содействия занятости населения. Они также обязаны ежемесячно предоставлять информацию о наличии вакантных мест и данные о работниках, работающих неполный рабочий день (неделю), если только это не предусмотрено трудовым договором, а также о тех, кто не работает в связи с простаиванием производства по не зависящим от них причинам. Кроме этих сведений работодатели обязаны в 10-дневный срок сообщать в центр занятости обо всех принятых работниках в соответствии с формами госстатотчетности и первичного учета, утвержденными Госкомстатом Украины.

В случае несвоевременного выполнения или отказа от выполнения вышеуказанного либо искажения предоставляемых данных на ответственных служебных лиц налагается штраф в размере, предусмотренном законодательством Украины.

Законодательно усиливается роль профессиональных союзов в отношении обеспечения защиты граждан от безработицы и ее последствий. Профсоюзы участвуют в процессе разрешения вопросов занятости, владельцы предприятий, организаций и учреждений обязаны проводить с ними совместные консультации по проблемам занятости.

Так что гражданам для разрешения ряда вопросов трудовых отношений (предоставление принудительных неоплачиваемых отпусков, освобождение от работы, отказ в приеме на работу и т. д.) следует обращаться в профсоюзы.

Новые положения Закона о занятости населения еще нуждаются в отработке механизмов их реализации. Эта отработка возложена на КМ Украины.

Материал подготовила Елена КОЛТУНОВА.


К оглавлению номера Подшивка О газете