МИХАИЛ РЫБАК

Записки фоторепортера

9. ЛОНДОНСКАЯ ДЕЗДЕМОНА

Сентябрь 1971 года застал меня на борту теплохода Эстония Балтийского пароходства. Пасмурным утром мы вошли в устье Темзы. Волновался экипаж, пассажиры. Все думали о том, как встретят нас англичане после того, как буквально пару недель назад произошел неприятный инцидент, в результате которого были выдворены из Англии советские дипломаты, обвиненные в шпионаже. Атмосфера в стране с помощью средств массовой информации накалялась повседневно. Каково же было наше удивление, когда на подходе к порту Тильбери мы увидели в конце причала развевающийся на высоком флагштоке красный флаг. У нас говорили об английской шпиономании, а они встречали нас по всем международным правилам.

Едва поставили трап, как по нему на борт судна поднялась группа англичан с цветами и красными флажками в руках. Это были представители общества Великобритания- СССР, для которых политический инцидент не играл никакой роли. Даже пасмурное лондонское небо прояснилось, и все дни нашего пребывания не пролилось ни капли дождя. А во время посещения Виндзора и даже мрачного Тауэра дни стояли солнечные.

В один из дней культурная программа началась около полудня с посещения музея восковых фигур мадам Тюссо и закончилась просмотром спектакля Отелло. Впервые советские граждане посетили частный театр, построенный, как нам сказали, на месте бывшего сарая, кирпичные стены которого остались в своем первозданном виде. Видимо, и в этом действительно было то необычное, которое трудно представить, не увидев своими глазами. На достроенном втором этаже, на который вела внешняя лестница, разместилось уютное кафе, где зрители могут не только съесть бутерброд, но и заказать горячее порционное блюдо. В этом театре, как, впрочем, и во многих других в Европе, в течение полугода, а то и дольше, игрался один спектакль, для создания которого режиссер и директор заключают договор с определенной группой актеров. Постоянной труппы в таких театрах, как правило, нет, и контракты заключаются на каждую постановку. В тот период нам предложили Отелло.

Удобные кресла в полукруглом зале расположены на ступенчатом полу, так что с любого места, ряда прекрасно обозревается небольшая сцена. Отсутствие декораций тоже было для нас новым. Итак, заняв место в центре в 23-м ряду, я увидел прямо перед собой всю сцену. Спектакль игрался на языке Шекспира, но Отелло не требовал перевода, а игра актеров и мизансцены были настолько выразительны, что зрители были поглощены спектаклем, динамикой действия, образами, созданными актерами. Весь спектакль длился чуть более двух часов, без перерыва. Перед финальной сценой на мгновение погас свет, а через минуту лучи прожектора вырвали из темноты уголок спальни, где укладывалась на ночь Дездемона. Внезапно из-за правой кулисы вбежал разъяренный мавр. Возмущаясь изменой, он взмахнул рукой, а Дездемона, оправдываясь, отбросила белое шелковое одеяло и оказалась обнаженной. Этот финальный кадр мне удалось сфотографировать. Обнаженная Дездемона с протянутой в мольбе рукой - прекрасная концовка, настоящая режиссерская находка. Остановленное мгновение запечатлело блестящую финальную сцену, усилило впечатление от всего спектакля.

Для советских людей, привыкших к постоянным запретам, стриптиз Дездемоны был не просто неожиданным, но ошеломляющим. На следующий день в газете Дейли мейл появилась информация под заголовком Русские приехали, чтобы шпионить за обнаженной. И далее: Вчера 300 русских занимались шпионажем. Однако на сей раз они только хотели узнать секреты актрисы Сарры Стефенсон. Эта прелестная 24-летняя блондинка появляется обнаженной в последней постановке пьесы Шекспира Отелло. Советские туристы специально посетили театр, чтобы посмотреть этот спорный спектакль с необычным для них финалом.

Так что ирония в наш адрес была совсем не злой, а скорее анекдотичной.

Когда год спустя в Одессе я предложил на областную выставку снимок Дездемона, член жюри, отставной полковник, заявил возмущенно, что порнографию он на выставку не пропустит, да еще позвонит куда надо, чтобы меня поставили на место. К счастью, через какое-то десятилетие этот снимок уже имел право на жизнь не только в экспозиции выставки, но и на страницах газет.


К оглавлению номера Подшивка О газете