Михаил Рыбак

Записки фоторепортера

МАССАНДРОВСКИЕ ЛАБИРИНТЫ

В середине 80-х годов по всей территории СССР активно проводилась антиалкогольная кампания. Постановления на уровне правительственных запрещали продажу спиртных напитков ранее 14 часов, а также в выходные и праздничные дни (а когда же еще пить?). Запрет на реализацию спиртных напитков (многие функционеры на местах нередко относили к ним даже пиво и придумали напиток безалкогольный под названием пивко) в разлив коснулся всех ресторанов, буфетов на транспорте, то есть на железнодорожных, авто, -авиа, -морских вокзалах, а заодно и на пассажирских судах, включая круизные. На борьбу против алкоголизма были брошены все силы партийных органов, профсоюзов, всех общественных организаций. Однако народ, привыкший на протяжении веков к спиртному, все равно продолжал пить, а значит, и торговля спиртным процветала, только уже подпольно, и цена на каждую бутылку, рюмку резко возросла. Законопослушные и особо ретивые руководители на местах дошли до того, что приказали выкорчевывать виноградники в таких республиках, как Грузия, Украина, Молдавия. Так, шаг за шагом наносился ущерб не только одной отрасли, но и всей экономике страны. Одной из вопиющих акций было распоряжение свыше слить в канализацию (а, может быть и в море) все запасы вина, хранящиеся в крупнейшем в стране винодельческом комбинате, расположенном на южном берегу Крыма. По чистой случайности эта варварская акция не состоялась.

В то время винкомбинату Массандра исполнялось 90 лет, и к этой дате виноделы произвели реконструкцию хранилища, заменив старые бочки более вместительными бутами. Никто и не предполагал, что божественный напиток, сок виноградной лозы будет объявлен вне закона.

Мне повезло в том, что во время одной из командировок в Крым удалось побывать в уникальном подземном хозяйстве Массандры. Тогда комбинату исполнилось 60 лет, и проводилась международная конференция виноделов с дегустацией продукции разных сортов и возрастов. Дегустаторы из таких винодельческих стран, как Италия, Франция, Испания, в один голос признавали уникальные вкусовые качества крымских вин, не имеющих аналогов в мире. Даже прославленные французские мускаты уступают по многим показателям крымскому мускату белому Красный камень, который выращивается только у скалы Красный Камень близ Гурзуфа, и мускату черному пино-гри. Эти десертные вина из года в год отмечаются медалями, получают по 10 баллов в 10-балльной оценочной системе.

Дегустаторы отличаются не только изысканным вкусом, но и тонким чувством, которое является природным дарованием. Так, крымский дегустатор Петров поражал своими выводами даже самых именитых коллег. Дегустируя вино урожая 1949 года, он вдруг с уверенностью заявил, что произошла путаница в маркировке и вино это заготовлено на год раньше, ибо в том году было столько-то солнечных дней, а в период созревания плодов столько-то дней шли дожди, а следовательно в ту или иную сторону изменились вкусовые качества виноматерила, его аромат и другие показатели. Каждый вывод Петров аргументировал, и можно было только удивляться знаниям, памяти, аналитическому мышлению этого пожилого человека. Виноделы считают, что идеальные климатические условия для виноградной лозы бывают через каждые 6-7 лет. Урожаи разных лет нельзя смешивать, и хранятся они в разных емкостях. Постоянно виноматериалы подвергаются циклу технологических операций, после которых вино какое-то время отдыхает, а для проведения всех процессов нужны не только большие емкости, но и стабильные температурные условия. Все эти условия здесь соблюдаются неукоснительно. Все хозяйство размещается под горами. Семь 150-метровых туннелей, в которых поддерживается постоянная температура в 12-14 градусов, сообщаются между собой через небольшие залы для хранения вина в бутах, где вино выдерживается от двух до пяти лет. Семь километров стеклянных трубопроводов, проходящих под сводами туннелей, позволяют транспортировать вино, работать с ним, доводя до нужной кондиции. После ряда процессов какое-то количество вина разливают в бутылки и в таком состоянии выдерживают еще несколько лет, до получения определенного букета. Виноделы рассматривают вино как живое существо. Столовые вина живут до 40 лет, десертные - до 80-90. В каждом возрасте вино имеет свои особенности. С годами меняется его окраска, как меняется с возрастом цвет волос у людей. Вина находятся в постоянном движении, часть из них остается на длительное хранение, как фундамент марочных вин, часть отправляется потребителю.

В нишах стен массандровских подвалов есть так называемая миллионная галерея, в которой заложено миллион бутылок коллекционных вин. Часть из них из года в год уходит на реализацию, уступая место более молодым экземплярам. Таким образом, виноделы из года в год, из поколения в поколение наблюдают за химическими процессами, происходящими в вине.

Особую ценность в Массандре представляет энотека - библиотека вин, где бутылки с вином хранятся без движения. Здесь есть совершенно уникальные экземпляры вин из княжеских, графских, монастырских коллекций не только России, но и Франции, Португалии, Испании. Среди них портвейн белый Ливадия урожая 1892 года, мускат Ливадия урожая 1905 года. Самое старое вино энотеки - испанский херес урожая 1775 года.

Дегустация вин энотеки проходит каждые 6-7 лет. Это уже научные исследования, во время которых пробы извлекаются через пробки бутылок с помощью шприца со специальной иглой, после чего естественная пробка затягивает незаметное отверстие и вино продолжает жизнь до следующей дегустации.

В массандровских лабиринтах процветает и прогрессирует древнейшая наука о вине - целебном напитке, наполненном солнечной энергией.


К оглавлению номера Подшивка О газете