ВАРЯГ НЕ СДАЕТСЯ

Он продается

Рис. Алексея Костроменко

Национальное агентство Украины по реконструкции и развитию (НАУРР) объявило международный тендер на право покупки авианесущего крейсера Варяг. Условия конкурса НАУРР не разглашает, сам тендер вряд ли будет открытым. Впрочем, на Украине отнюдь не уверены в успехе мероприятия - ведь до сих пор и без конкурса ни одного серьезного покупателя на Варяг не нашлось.

Варяг был заложен на верфи Черноморского судостроительного завода в Николаеве по заказу Минобороны СССР в ноябре 1985 года. К моменту распада СССР его готовность, по различным оценкам, составляла 65-73%. С конца 1991 года финансирование и строительство крейсера прекратилось. С 1992 года украинское и российское правительства проводили безрезультатные переговоры о дальнейшей судьбе корабля: Минобороны России отказалось переоформить заказ на себя в том же 1992-м из-за недостатка средств.

Окончательный отказ России принять участие в достройке корабля прозвучал в 1994 году. К тому времени Киев уже искал потенциального покупателя. В печати появились сообщения, что Украина, в частности, ведет переговоры с ирландскими и китайскими компаниями, якобы согласными купить Варяг по цене металлолома (немногим более $ 200 за тонну). Приблизительные подсчеты показали, что судно с готовностью более 50% было бы гораздо выгоднее достроить, чем разрезать на металлолом. Но к тому времени Украина затратила на поддержание Варяга на плаву более $ 1 млн.

В конце нынешнего года истекают максимальные гарантийные сроки на все виды электронных и механических основных и вспомогательных систем, которыми оснащен Варяг. Именно с этим, как говорится в сообщении НАУРР для прессы, и связано объявление международного тендера. Поговаривают, правда, что немалая часть оборудования корабля уже разграблена, хотя представители Черноморского завода и Минпрома Украины утверждают обратное.

Заявки на участие в тендере будут приниматься до февраля 1998 года, подведение итогов конкурса предварительно планируется на середину - конец марта. К участию в тендере не будут допускаться страны, на которые распространяются международные запреты и ограничения на поставки всех видов оружия, военной техники и технологий.

В правительстве Украины полагают, что участвовать будут фирмы из США, Китая, нескольких государств Европы и Латинской Америки. Начальная цена, которую планирует объявить НАУРР, должна составлять не менее $ 20 млн. Учитывая цену, а также концепцию авианосца (длина более 300 м, способен нести около 60 самолетов), которая не позволяет использовать его в любом другом качестве, кроме изначального предназначения, можно предположить, что в тендере примут участие только серьезные компании. Если, конечно, он действительно состоится.

Виктор ЗАМЯТИН.


К оглавлению номера Подшивка О газете